Какова роль игры в жизни ребёнка и почему нужно выделять на неё время? Игра зачастую рассматривается как беззаботно проведённое свободное время, в ней нет работы. Такие моменты – одни из самых счастливых воспоминаний моего детства. Я и по сей день помню свои качели, на которых я мысленно уносилась далеко за пределы своего двора.
Моменты, проведённые в игре, – это роскошь, они случаются, когда у ребёнка удовлетворены потребности в отношениях. Они очень важны для развития мозга, потому что именно тогда в нём формируются нейронные связи, которые в дальнейшем используются для решения возникающих задач, а также в творчестве. Исследования детей, которым не доставало среды, благоприятной для игры, говорят о том, что возможности их мозга на 20 – 30% меньше. Игра – это не пустое времяпрепровождение, это время, когда дети «строят» свой мозг, который нужен им для работы и учёбы.
Игра игре рознь. В данном случае речь не об игрушках, стимуляции и развлечениях. Игра, необходимая детям, – это та игра, где есть самовыражение и исследование, идущие изнутри и движущие ими в процессе строительства, конструирования, в созидании, – это не пассивная деятельность. Такая игра называется спонтанной игрой. У ребёнка в этом состоянии в полную силу проявляется любопытство, работает воображение, он совершает свои открытия.
Мой муж часто ворчал, когда, вернувшись с работы домой, обнаруживал, что ванна превратилась в бассейн для кукол, из комнаты в комнату, уворачиваясь от захватчиков, летает космический корабль и повсюду царит беспорядок, появившийся за многие часы игры. Мне приходилось напоминать ему, что не следует воспринимать всё это как беспорядок, скорее это результат работы воображения учителя, дизайнера и учёного, скрывающихся внутри наших детей. Они играют и по сей день, редко когда мы можем ходить по полу, на котором ничего не лежит.
Спонтанная игра обычно не возникает во время занятий, в которых много правил и структуры, потому что правила часто сдерживают и забирают на себя ведущую роль в игре. Это не означает, что таких занятий не должно быть, просто нужно понимать, что подобная структурированная деятельность не то же самое, что и свободная игра. В первом классе моя дочь сообщила своему учителю по физкультуре, что она не хочет вступать в его клуб бегунов, потому что у неё уже достаточно занятий и она хочет просто поиграть.
Дети, которые получают много стимуляции от телевизора или компьютера, могут жаловаться, что без них им скучно. Это происходит потому, что их спонтанная игра и энергия дерзновения приглушены, подавлены или вытеснены. Для того чтобы у ребенка появились эти золотые моменты спонтанной игры, мы должны выполнить свою часть работы: удовлетворить потребности в отношениях и предоставить необходимые материалы и пространство, свободное от стимуляции. Когда эти условия выполнены, мы можем расслабиться и наблюдать за плодами их воображения. Мы можем быть уверены, что это не просто детская игра, это процесс формирования мозга, который будет решать проблемы завтрашнего дня.
Автор: Дебора Макнамара (Deborah MacNamara), Перевод Твердохлебовой Юлии
Источник:
Центр интерактивных развлечений "Телепорт" - новая эра в мире развлечений!
"Телепорт" - суперсовременный центр интерактивных развлечений, где занятие по душе найдут как взрослые, так и дети!