Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Ирина Млодик о школе и о том, как в ней выжить

Ирина Млодик о школе и о том, как в ней выжить

Ирина Млодик — кандидат психологических наук, практикующий психолог, автор книг для взрослых и детей по практической психологии.
 

В своей книге «Школа и как в ней выЖить. Взгляд гуманистического психолога» она признается: «Я — за возвращение уважения к учительству. Считаю это необыкновенно важной, даже общегосударственной задачей». Сегодня российская школа уже рассталась с социалистической идеологией прошлого, но не спешит прощаться с авторитарной психологией и этикой, где ученик — объект обучения, а учитель является субъектом.


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
 

Сегодняшние первоклассники зачастую сталкиваются с большим стрессом при поступлении в школу, нежели их родители. Огромный объем школьной программы чаще всего дополняется факультативами, спортивными занятиями, уроками с репетитором. Дети, посещавшие детсад, и «домашние» будут по-разному привыкать к школе. Вот основные проблемы адаптации и тех, и других:
 

1. жесткое разграничение дня на уроки / перемены,
2. требования к дисциплине,
3. разноуровневые отношения с учителем, одноклассниками
4. новые требования согласно статусу «ученик»,
5. оценивание знаний и навыков,
6. трудности с усидчивостью,
7. преобладание игрового интереса над образовательным.

Ребенок-первоклассник не становится взрослым только в связи с новым статусом. Ему по-прежнему необходимо время для игр, прогулок, баловства или одиночества. Также ему необходима поддерживающе-защищающая роль родителей и понимание, что его школьные проблемы не останутся без внимания.

Учитель для первоклассников — важная, практически материнская фигура. Его оценка нашей личности остается с нами иногда на всю жизнь. Родителю важно не подрывать учительский авторитет, ребенок нуждается и в нем тоже. Необходимо делить собственное влияние на ребенка с педагогом. Важна личность педагога, кем он является вне стен класса, ведь «...учитель начальных классов больше чем кто-либо другой преподает еще и просто жизнь». А учителю, в свою очередь, важно понимать, что школьные оценки условны и они не должны влиять на его отношение к ученику. Также перед учителем стоит сложная задача — формирование коллектива. Именно с его помощью формируется уникальный климат, царящий в классе.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА
 

Средняя школа охватывает два важных возрастных периода: предподростковый и почти весь подростковый кризис. К четвертому классу учебная мотивация меняется. «Чтобы быть взрослым» — уже не достаточна, «ради своего будущего» — еще не понятна, «учиться, потому что требуют родители» — по-прежнему может быть актуальной, но начинает угасать. Остается или может появиться мотивация «учиться, потому что это интересно».

В средней школе меняется роль учителя — вместо первой учительницы, дети узнают разных преподавателей, а с ними и разные стили преподавания. В этом возрасте становится важным авторитет и профессиональная компетентность педагогов. Дети еще готовы простить авторитаризм, несправедливость, истеричность. Но уже не готовы прощать неуверенность и попытки компенсировать собственную никчемность учителя за счет проявления безграничной власти в классе. Все это будет проявляться у детей в виде тоски, игнорирования дисциплины, отсутствии интереса к предмету. Учителю следует понимать разницу между авторитетом и авторитарностью, осознавать, что компетентность учителя проявляется не только в стопроцентном знании своего предмета.

Лени не существует
 

Лень ребенка считается самой распространенной проблемой в средней школе. Каждый ребенок полон энергии и готов к познанию и деятельности. Нежелание учить уроки связано с упадком естественной энергии ребенка.

Причины этого следующие:
 

1. Ребенок «ленится» удовлетворять чужую потребность.
 

Если у школьника нет вообще никакой мотивации, даже компенсационной — «не расстраивать маму», то учить уроки ему будет гарантировано «лень». Если ребенок подолгу делает уроки, отвлекается на каждый шорох или начинает мечтать, играть, речь тоже идет о недостатке его собственного желания учиться. Но иногда достаточно просто перерыва на 5 — 10 минут «интенсивного балбесничанья», чтобы снова приниматься за учебу.
 

2. У ребенка нет интереса
 

Дети, как и взрослые, готовы бесконечно откладывать неинтересное дело на потом. Причем ребенку, в отличие от взрослых, намного тяжелее приняться за неинтересные ему уроки вместо интересной игры. Заинтересовать ребенка и при этом не скатиться к принуждению — это очень сложная задача для родителей и учителей, особенно в школах учебно-центрированных, где упор делается только на количество полученных (но не всегда усвоенных) знаний.
 

3. Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению
 

Если с нежеланием делать уроки в семье и школе все-таки принято бороться принуждением, то силы ученика будут уходить еще и на сопротивление этому. Нет ни одного человека, кто бы с радостью принимался за неинтересные дела, когда его заставляют. Стоит договариваться со своим ребенком: о времени выполнения уроков и об отдыхе. Когда ребенок участвует в принятии решения, вероятность, что все будет им выполнено в срок очень велика.
 

4. Сильные подавленные чувства отнимают энергию
 

Злая учительница, страх оценки, насмешки одноклассников, нежелание ходить в школу. На подавление своих страхов, тревоги и напряжения уходит огромное количество сил. Причем часто дети не осознают этих собственных неприятных чувств. Родителям или психологу стоит разобраться в причинах, вызывающих в ребенке такие сильные переживания, которые он иногда вынужден скрывать даже от себя.
 

5. Неуверенность и ожидание неуспеха съедают энергию
 

Ребенок, который наталкивается на неуспех в каком-то деле, не только теряет энергию, но и начинает постоянно ожидать неудачи. К сожалению, родительская реакция чаще всего — это угрозы и нагнетание: не будешь учить — провалишься на экзамене. Концентрация на недостатках и ошибках только на короткий срок может вдохновить ребенка на подвиг доказать, что он не такой.

«Таким образом, ленивых детей нет, есть не понявшие, чего хотят, не нашедшие свой интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства, не верящие в свои силы. И есть родители и учителя, которым проще сказать — „Ты ужасный лентяй!“, чем поддерживать, договариваться, разбираться и верить», — заключает Ирина Млодик.


Учитель 7–9 классов
 

Учитель, имеющий дело с детьми самого трудного возраста, не только передает знания. Учитель является взрослой фигурой, на которую подросток переносит свои далеко не радужные чувства, так как одна из задач ребенка в этом возрасте — отделение от родителей. Стоит понимать, что учитель, не разобравшийся с собственной агрессией, с вопросами пола, «самости», независимости, отношениями со своими родителями будет испытывать большие трудности в подростковых классах.


Большинство учителей выбирают один из типов преподавания в таких классах:

1. Авторитарный с жесткими правилами и неминуемыми наказаниями.

Такой учитель выбирают позицию взрослого, что не дает подростку возможности состояться, ученики вынуждены сдерживать свои агрессивные порывы из чувства страха.

2. Заботливый тип с нежным, но постоянным контролем.

Этот тип преподавания также не позволяет подросткам стать «старше».

3. Демократический с равноправной позицией.

Мы все взрослые, просто у меня есть компетенция в конкретной области знаний. Именно такой подход позволяет школьникам взрослеть без активного вынужденного протеста.

Чаще всего именно к 7-9 классам окончательно формируется нежелание учиться. Причин у этого явления множество: переживания первой влюбленности, проблемы в семье, трудности с коллективом, чувство протеста излишней опеке,заниженная самооценка, способ обучения или непринятие конкретного учителя.

СТАРШАЯ ШКОЛА
 

Старшеклассник, переживший стадию агрессивного протеста считает мир взрослых устаревшим, несовременным, безнадежно отставшим. Учителям стоит помнить, что их мировозрение формировалось в другую эпоху, которая действительно прошло. Взрослые будут жить в мире, который создадут сегодняшние подростки. Учителю старших классов совершенно не обязательно притворятся современным. Если он будет собой — со своими ценностями, убеждениями и уважением к молодому поколению — его ученики научатся тому же по отношению к себе и к другим.

Возраст, когда современные российские школьники должны сделать свой выбор будущей профессии — это обычно девятый класс школы. Школьная система не только настаивает на этом, предлагая специализированные классы, все общество (одноклассники, семья, друзья) ждет этого от подростка. И если ребенок еще не готов, то все будут думать, что это с ним что-то не так. Но разве 16-й день рождения автоматически дарит понимание, каким делом ребенок будет хотеть заниматься всю оставшуюся жизнь? Стоит предложить будущему студенту не выбирать судьбу, а выбрать всего лишь образование. Эта более легкая задача освобождает школьника совершать выбор всей своей жизни, причем без права на ошибку.

 

Источник: https://vk.com

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Ирина Млодик о школе и о том, как в ней выжить

 

Голосуем!
Из какого вы города?
81% Кемерово
1% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе