Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Как научить детей и себя учиться на ошибках

Как научить детей и себя учиться на ошибках

За 10 лет преподавания в средней и старшей школе Джессика Лаи пришла к выводу, что многие ученики настолько бояться допустить ошибку, которая поставит под сомнение их интеллектуальные способности, что приобретают страх перед самим процессом обучения.


Она проанализировала ситуацию и решила, что корень проблем может скрываться во взаимоотношениях школьников с родителями. Так она начала достаточно масштабное исследование, в ходе которого её догадки подтвердились – она была вынуждена сказать многим родителям, что «их милые ангелочки» совершенно не готовы ко взрослой жизни.


Она не говорит о том, что нужно оставлять ребенка одного в лесу или устраивать ему подобные испытания, вместо это – дает конкретные практические рекомендации, который могут в дальнейшем сделать переход «во взрослую жизнь» мене болезненным.


Результаты своих исследований и все рекомендации оно оформила в книгу «The Gift of Failure: How The Best Parents Let Go So Their Children Can Succeed». На русском языке книга еще не публиковалась, но ее тезисы заслуживают внимания всех родителей. 
 


 

Неудачи – это нормально. Невыполнимые цели – это полезно.


Джессика Лаи советует: «Начните больше ценить процесс и старания ребенка, чем результат. Думайте о его счастье и самооценке ребенка в будущем, а о не кратком одобрении сейчас».


Для своей семьи Джессика придумала такую практику: каждый ставит перед собой максимально высокие цели на конкретный период и озвучивает их перед всеми.


Некоторые цели – легко достижимы, некоторые – практически нереальны. При этом вторые более важны. Во-первых, когда по окончанию срока цель не выполнена, все члены семьи учатся работать с позитивной реакцией на неудачи. Во-вторых, они учатся оценивать не результат, а сам процесс – вместе анализирует, что было сделано и что ещё можно было сделать, чтобы достигнуть цели.

Смысл образования – не в оценках


Лаи рекомендует обратить внимание на то, что смысл образования – в знаниях и навыках, умении учиться. Не нужно делать культа из оценок. Домашнее задание вместе с ребенком тоже делать не нужно. Вернее, необходимо помогать, если ребенок обратился за разъяснениями, но только тогда, когда ему действительно нужна помощь или поддержка.


Вы можете выполнять какие-то задания вместе с ребенком, но не вместо него.


Вместо того чтобы оценивать успехи школьника по табелям, оценивайте их по целям, которые вы поставили вместе. Например, цель «научиться решать квадратные уравнения», а не «получить «отлично» по математике».


Если у вашего ребенка возникают проблемы с учителем,  не спешите становиться посредником. Тем более, не спешите обвинять во всем школу. Подтолкните ребенка к диалогу.  Вы можете присутствовать при выяснении конфликта между учеником и учителем, оценивать ситуацию и делать выводы, но не говорите за своего ребенка – учите его самостоятельно высказывать свою позицию и в случае, когда он не прав, признавать свою ошибку. Другое дело, если учитель действительно ведет себя некорректно или грубо – тогда есть смысл вмешаться взрослым.

Что касается спорта…


Во всем, что касается спорта, Лаи рекомендует «вести себя как дедушка и бабушка». Результаты её исследования говорят о том, что меньше всего дети любят тот момент, когда они домой вместе с родителями едут с соревнований – особенно, если они прошли не очень удачно.
Обычно родители очень болезненно воспринимают поражение детей, устраиваю разбор полетов и заставляют своих детей чувствовать себя максимально неловко.


При этом бабушки и дедушки обычно просто поддерживают увлечение ребенка. Разбор полетов нужен, но его устроит тренер – это его работа. Родители же должны поддерживать ребенка в момент неудачи.

Что касается отношений с друзьями…


У вашего ребёнка появился друг, который ковыряется в носу и третирует кошек. Не спешите запрещать им общаться. Спросите у ребенка, почему ему нравится новый товарищ – так вы узнаете больше о ситуации.


Школьные друзья бывают разными, кто-то может причинить боль, но именно так дети учатся разбиться в людях и готовятся к разным моделям поведения, с которыми они встретятся в будущем.


В общем, дайте ребенку «обжечься», если речь не идет о действительно плохих компаниях и серьёзных угрозах.

Почему неудачи так важны?


Неудача предполагает ошибку, разочарование, а иногда и отчаяние. Джессика Лаи предлагает избавить слова «поражение/неудача» от негативной коннотации.


«Моменты, когда что-то не получилось и нужно решить, бросить все или идти вперед, необходимы для обучения и развития личности. Я не могу научить чему-то детей, которые не хотят пробовать что-то новое, потому что боятся неудачи. Также я не могу научить ничему тех, чьи родители сразу же спешат на помощь, чтобы уберечь ребенка от ошибок. Способности принимать конструктивную критику, делать выводы, а не корить себя – благодаря этим навыкам ваши дети смогут идти вперед».

 

Источник: https://vk.com

 

Полезна: 2 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Как научить детей и себя учиться на ошибках

 

Голосуем!
Из какого вы города?
81% Кемерово
1% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе