За 10 лет преподавания в средней и старшей школе Джессика Лаи пришла к выводу, что многие ученики настолько бояться допустить ошибку, которая поставит под сомнение их интеллектуальные способности, что приобретают страх перед самим процессом обучения.
Она проанализировала ситуацию и решила, что корень проблем может скрываться во взаимоотношениях школьников с родителями. Так она начала достаточно масштабное исследование, в ходе которого её догадки подтвердились – она была вынуждена сказать многим родителям, что «их милые ангелочки» совершенно не готовы ко взрослой жизни.
Она не говорит о том, что нужно оставлять ребенка одного в лесу или устраивать ему подобные испытания, вместо это – дает конкретные практические рекомендации, который могут в дальнейшем сделать переход «во взрослую жизнь» мене болезненным.
Результаты своих исследований и все рекомендации оно оформила в книгу «The Gift of Failure: How The Best Parents Let Go So Their Children Can Succeed». На русском языке книга еще не публиковалась, но ее тезисы заслуживают внимания всех родителей.
Неудачи – это нормально. Невыполнимые цели – это полезно.
Джессика Лаи советует: «Начните больше ценить процесс и старания ребенка, чем результат. Думайте о его счастье и самооценке ребенка в будущем, а о не кратком одобрении сейчас».
Для своей семьи Джессика придумала такую практику: каждый ставит перед собой максимально высокие цели на конкретный период и озвучивает их перед всеми.
Некоторые цели – легко достижимы, некоторые – практически нереальны. При этом вторые более важны. Во-первых, когда по окончанию срока цель не выполнена, все члены семьи учатся работать с позитивной реакцией на неудачи. Во-вторых, они учатся оценивать не результат, а сам процесс – вместе анализирует, что было сделано и что ещё можно было сделать, чтобы достигнуть цели.
Смысл образования – не в оценках
Лаи рекомендует обратить внимание на то, что смысл образования – в знаниях и навыках, умении учиться. Не нужно делать культа из оценок. Домашнее задание вместе с ребенком тоже делать не нужно. Вернее, необходимо помогать, если ребенок обратился за разъяснениями, но только тогда, когда ему действительно нужна помощь или поддержка.
Вы можете выполнять какие-то задания вместе с ребенком, но не вместо него.
Вместо того чтобы оценивать успехи школьника по табелям, оценивайте их по целям, которые вы поставили вместе. Например, цель «научиться решать квадратные уравнения», а не «получить «отлично» по математике».
Если у вашего ребенка возникают проблемы с учителем, не спешите становиться посредником. Тем более, не спешите обвинять во всем школу. Подтолкните ребенка к диалогу. Вы можете присутствовать при выяснении конфликта между учеником и учителем, оценивать ситуацию и делать выводы, но не говорите за своего ребенка – учите его самостоятельно высказывать свою позицию и в случае, когда он не прав, признавать свою ошибку. Другое дело, если учитель действительно ведет себя некорректно или грубо – тогда есть смысл вмешаться взрослым.
Что касается спорта…
Во всем, что касается спорта, Лаи рекомендует «вести себя как дедушка и бабушка». Результаты её исследования говорят о том, что меньше всего дети любят тот момент, когда они домой вместе с родителями едут с соревнований – особенно, если они прошли не очень удачно.
Обычно родители очень болезненно воспринимают поражение детей, устраиваю разбор полетов и заставляют своих детей чувствовать себя максимально неловко.
При этом бабушки и дедушки обычно просто поддерживают увлечение ребенка. Разбор полетов нужен, но его устроит тренер – это его работа. Родители же должны поддерживать ребенка в момент неудачи.
Что касается отношений с друзьями…
У вашего ребёнка появился друг, который ковыряется в носу и третирует кошек. Не спешите запрещать им общаться. Спросите у ребенка, почему ему нравится новый товарищ – так вы узнаете больше о ситуации.
Школьные друзья бывают разными, кто-то может причинить боль, но именно так дети учатся разбиться в людях и готовятся к разным моделям поведения, с которыми они встретятся в будущем.
В общем, дайте ребенку «обжечься», если речь не идет о действительно плохих компаниях и серьёзных угрозах.
Почему неудачи так важны?
Неудача предполагает ошибку, разочарование, а иногда и отчаяние. Джессика Лаи предлагает избавить слова «поражение/неудача» от негативной коннотации.
«Моменты, когда что-то не получилось и нужно решить, бросить все или идти вперед, необходимы для обучения и развития личности. Я не могу научить чему-то детей, которые не хотят пробовать что-то новое, потому что боятся неудачи. Также я не могу научить ничему тех, чьи родители сразу же спешат на помощь, чтобы уберечь ребенка от ошибок. Способности принимать конструктивную критику, делать выводы, а не корить себя – благодаря этим навыкам ваши дети смогут идти вперед».
Источник: