23 октября известному писателю Джанни Родари исполнилось бы 97 лет. Мы решили вспомнить интересные советы для развития детского воображения из его книг.
Джанни Родари известен многим по сказкам «Приключения Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов». Однако итальянский писатель создал и более серьезные произведения, например, «Грамматику фантазии». В ней писатель объясняет, как с помощью историй и игр со словами любой взрослый может развивать воображение у ребенка. Предлагаем вам несколько веселых упражнений из этой книги.
Непривычное в привычном
Не так-то просто с нуля сочинить рассказ, да еще такой, который понравится ребенку. А надо ли начинать «с нуля»? Достаточно взять какой-нибудь префикс (например, «не» или «дважды») и добавить его к уже существующим словам.
«Я придумал целую страну с отрицательным префиксом, – пишет сеньор Родари, – где вместо пушки в ходу «непушка», применяемая не для ведения войны, а для ее «отведения». "Осмысленная бессмыслица" – вот что это такое».
Префикс «дважды» дарит нам двойное перо, которое служит двойной срок (а может быть, двум школьникам‑близнецам). Еще писатель выдумал «антизонт», но так и не придумал ему практическое применение. Может быть, у вас получится?
Джанни Родари называет такие приставки «префиксами фантазии» и уверяет, что с их помощью проще простого буквально на ходу сочинять веселые истории. Кстати, вы наверняка уже знакомы с героем, который получил свое имя благодаря такому префиксу – это Супермен.
Старые игры
С ребенком, который уже научился писать, Джанни Родари рекомендует поиграть в одну веселую старинную игру – записки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, намечающих некую схему: «Кто это был? Где находился? Что сделал или сказал? Что сказали люди? Чем дело кончилось?»
Первый участник
Покойник
На Пизанской башне
Вязал чулок.
Он сказал: Сколько будет трижды три?
Люди пели: «Услышь мою боль!»
Кончилось это счетом три-ноль.
Лжезагадки
Это такие загадки, которые так или иначе уже содержит в себе ответ. Самая известная:
«А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?»
Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, «отгадывать», а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке и уловить каждый составляющий его звук.
Еще один вариант лжезагадки учит искать ложные смыслы в предложениях типа «или-или».
Слово «редиска» один недоумок
В своем огороде посеять надумал.
Вопрос возникает такого порядка:
Слова иль редиска взошли на грядке?
В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен. Навести на мысль об ответе может лишь глагол «взойти».
Джанни Родари считал, что такие упражнения играют воспитательную роль, ведь в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу.
«Перевирание» сказок
Когда ребенок выучит наизусть все известные сказки, можно попробовать поиграть с ним в эту забавную игру:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…
- Не Желтая, а Красная!
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете… (и – так далее).
По мнению Джанни Родари, эта игра намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз.
Детям необходимы порядок, узнаваемые образы и сюжетные повороты. Поэтому поначалу игра может будоражить ребенка. Он уже привык к появлению волка, но что если Красной Шапочке в лесу встретится совсем другой персонаж, например, робот? Какой он – добрый или злой? Поможет главной героине или помешает?
Такая пародия на сказку помогает ребенку не только развить фантазию, но и пережить эмоции заново, понять, что он сам может менять сюжет истории, причем не только в сказке, но и в реальной жизни.
Путешествие по собственному дому
Как вы успели заметить, суть упражнений на развитие фантазии заключается в том, чтобы превратить обыденное и привычное в интересное и волшебное. Это умение не помешало бы и многим взрослым, которые хотят посмотреть на мир глазами ребенка.
Вот что пишет по этому поводу Джанни Родари: «Если ребенок усвоил, что из водопроводного крана течет вода, то ему ничто не мешает предположить, что "с той стороны" сидит некий "сеньор", который наливает в трубу воду, чтобы она могла течь из крана». Некоторые родители считают, что не надо «кормить ребенка сказками», а лучше сразу все объяснять серьезно: вода берется из водохранилища и течет по трубам, проложенным под землей.
Возможно, для ребенка постарше это и есть оптимальное объяснение. Однако для малыша, который только начал познавать окружающий мир, полезной может оказаться не правда, а его собственная фантазия.
Задача родителей – вовремя сообразить, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка, ждет ли он от взрослого «сведений о водопроводном кране» или хочет «играть в водопроводный кран» на свой детский лад. Если в этот момент вы не пресечете поток фантазии, а позволите ему свободно изливаться, то и во взрослом возрасте с творчеством и воображением у вашего ребенка будет полный порядок.
В комментариях расскажите о том, в какие игры вы сами играете с детьми и как способствуете развитию фантазии у ребенка.
Источник:
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия