Развитие логики:
-
«Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
-
Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
-
Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
-
Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
-
Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами.
-
Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера.
-
Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
-
Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
-
Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания:
-
Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото).
-
Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
-
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
-
«Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку, малыш должен найти ее по звуку.
-
«Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает, зовя малыша к себе).
-
«Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару». Найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
-
Большой-маленький.
-
Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
-
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
-
Один – много.
-
Горячий – холодный.
-
Высокий – низкий.
-
Вверх – вниз.
-
Предлоги.
-
Грустный – веселый.
-
Твердый – мягкий.
-
Грязный – чистый.
-
Спереди – сзади.
-
Сухой – мокрый.
-
Колючий.
-
Гладкий.
-
Шершавый.
-
Легкий – тяжелый.
Лексические темы:
-
Посуда.
-
Рыбы.
-
Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
-
Машины.
-
Кораблик.
-
Домики.
-
Цветы.
-
Грибы.
-
Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
-
Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
-
Овощи, фрукты.
-
Продукты, еда.
-
Животные домашние.
-
Животные дикие.
-
Одежда.
-
Мебель.
-
Птицы.
-
Части тела, части лица.
-
Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
-
Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество:
-
Рисование восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того, они быстро ломаются. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
-
Рисование пальчиками.
-
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
-
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет, внутри листа вырезается простой силуэт, например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
-
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
-
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально,все-таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
-
Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
-
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
-
Аппликация крупой.
-
Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто, получаются интересные орнаменты).
-
Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Развитие речи и артикуляции:
-
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бе-бе и т.п.), если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме, продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
-
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.). Навык индивидуальный, у многих он развивается уже после двух лет.
-
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
-
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту. Как быстро вы заговорите на китайском?
-
Читать книги.
-
Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает: «наша Таня громко…», ребенок продолжает: «плачет!»). Обычно это возможно осуществить в среднем к двум годам (у всех индивидуально).
-
По возможности побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
-
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей "а-а"»).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма:
-
Логоритмика – танцы под музыку (например, Железновых).
-
Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
-
Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане).
-
Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
-
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
-
Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
-
Прослушивание классической музыки фоном.
-
Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает, мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
-
Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).
Развитие сенсорики:
-
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
-
Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
-
Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
-
Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
-
Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации:
-
Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
-
«Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
-
Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
-
Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
-
Катать мячики, машинки.
-
Кидать мячики.
-
Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
-
Бить по мячу ногой.
-
Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
-
Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
-
Учиться переносить различные предметы на подносе.
-
На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить, это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
-
Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
-
Толкать тележку, игрушечную коляску.
-
Тянуть за собой предметы на веревочке.
-
Играть с мамой в догонялки.
-
Игры на фитболе по возрасту.
-
Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
-
Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камешкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
-
Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
-
Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
-
Учиться катать машинку через «тоннель».
-
Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
-
Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры:
-
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем).
-
Покорми, умой куклу.
-
Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
-
Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
-
Стираем и развешиваем белье.
-
Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Источник: vk.com
Полезна: 17 голосов
Не полезна: 1 голос
Другие статьи на эту тему