Однажды ко мне за консультацией обратилась мама Вани (2,5 г.) с жалобами на истерики, вызванные желанием ребенка все делать самостоятельно.
Все время кричит: «Я САМ!», а когда берется , то у него не получается, он расстраивается и еще пуще истерит.
На консультации мама рассказывает, а Ваня рисует. Ваня тянется за синим карандашом — мама машинально берет карандаш и подает Ване. Потом Ваня роняет карандаш. Карандаш катится под стол. Ваня слезает с кресла, чтобы достать карандаш — но мама опять опережает. Не прерывая разговора, сама поднимает карандаш и подает Ване. Спрашиваю маму:
- Ваня мог сам дотянуться до карандаша?
- Мог.
- Мог сам поднять карандаш с пола?
- Мог.
- Почему Вы не дали сделать это самому?
- Я же хотела помочь.
- Зачем? Он же мог сам.
Вот так мама, стараясь помочь ребенку, ограничивала его активность и самостоятельность. Ваня отстаивал свое право на самостоятельные действия истериками. Мама (неосознанно) уступала, позволяла проявить самостоятельность только тогда, когда задача была Ване еще не под силу: например, завязать шнурки. Тут ребенок расстраивался, что ему наконец-то разрешили что-то сделать самому, а у него не получилось…
Помогайте ребенку тогда, когда он не сможет сам. Дайте ему возможность пробовать свои силы, оценивать свои возможности — это ключевой фактор развития ребенка, а не «развивающие пособия»
Если вы видите, что у ребенка не получается, не отбирайте у него деятельность, не говорите «Давай я сделаю» — это удар по детскому самолюбию, прямое послание «У тебя не получилось». Ребенок нуждается в вашей поддержке, в ободрении. Но и просто так хвалить без отсутствия результата тоже не нужно. Ребенок ведь понимает, что желаемый результат отсутствует и его хвалят не по-настоящему. Либо он может сделать вывод, что он просто всегда молодец и можно больше не стараться. Учите ребенка замечать свои достижения и видеть зону ближайшего развития. Пусть у него не получилось завязать шнурки, но он попал кончиком шнурка в нужное отверстие — если это проделывается в первый раз, то это успех и он заслужил похвалу: «Молодец, у тебя получилось зашнуровать. Давай я помогу завязать шнурки. Ты скоро сам научишься их завязывать».
Со старшими детьми это правило тоже работает. Если ребенок не просит о помощи — не лезьте. Если попросил — помогите. Только сделайте это вместе с ним, а не вместо него. И не забудьте найти и похвалить то, что у него действительно хорошо получилось. Или объективно не достаточно хорошо, но субъективно лучше, чем получалось вчера — тоже похвалите. Учите замечать динамику изменений — это мотивирует, потому что завтра будет еще лучше.
Психолог Анна Быкова
Источник: