Пытаясь понять ребенка, мы постигаем себя.
Пытаясь помочь ребенку, мы помогаем себе.
Для ребенка поступление в школу это, как правило, праздник. А вот для его родителей это еще и масса вопросов: хватит ли ребенку первоначальных знаний для успешного обучения? как примут его дети и учителя? справится ли ребенок с учебной нагрузкой?
И тогда возникает следующий вопрос - в чем же заключается готовность ребенка к обучению в школьной системе? Надо ли готовить ребенка к школе заранее?
Из общения с учителями и родителями, у нас (сотрудников ЦСПА «Лад») родилось понимание требований предъявляемых к ребенку современной школой:
- большинство программ (особенно из числа развивающих) требуют от ребенка, знаний грамоты, письма, чтения и элементарных математических знаний (навыков);
- наличие у ребенка опыта классно-урочной работы;
- умение взаимодействовать со сверстниками при работе в парах, в малых и больших группах в процессе обучения;
- умение вступать в диалог - слышать, понимать, реагировать на речь сверстников и учителей;
- умение выполнять инструкции учителя – услышать, понять, выполнить и оценить (соотнести планируемое с полученным результатом) свою работу;
- умение задавать учителю уточняющие вопросы;
- умение давать развернутые, аргументированные ответы на вопросы учителя;
- умение самостоятельно или с помощью взрослых обращаться к источнику (книге) за необходимой информацией;
- умение не только выполнить задание, но и отстоять свою точку зрения.
Как сами видите список немаленький, однако стартовые состояния детей разные в силу наследственных и приобретенных при жизни условий, и они будут влиять на школьную успевае-мость. Кроме того, без включенности в этот процесс самих родителей редко можно достичь хороших результатов при обучении ребенка в школе.
В чем же должна заключаться эта «включенность» родителей в учебный процесс?
Если снова обратиться к собственному опыту психологической работы с детьми начального звена обучения, то можно выделить ряд важных моментов, которые касаются непосредственно родителей и их участия в школьной жизни ребенка.
Так если учитель побуждает родителя к контролю над ребенком – родитель при этом воспринимает это как установку «я должен требовать от ребенка», а ребенок эти требования выполнить просто не в состоянии, И как следствие данной установки возникают внутрисемейные конфликты и (или) непонимание и недоверие к учителю.
В этом случае функция контроля, накладываемая на родителей, малоэффективна.
Что Вы можете предложить родителям в этом случае?
Один из вариантов выхода из данной ситуации, предлагаемый нашими специалистами – научиться родителям передавать ответственность своему ребенку и помочь ему в формировании самостоятельности и умении преодолевать трудности. Как сказала в свое время педагог и психо-терапевт Мария Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!»
А еще с какими трудностями могут встретиться родители при обучении их чада?
Нами отмечено, что достаточно часто родители ссылаются на свою некомпетентность в вопросах обучения и воспитания и это выражается в установке: «Я не разбираюсь в вопросах обучения».
Столкнувшись с затруднениями в обучении ребенка и натерпевшись, намучавшись, истратив много нервных клеток на попытки решить проблему – заставить ребенка учиться хорошо. Так и не добившись взаимопонимания с собственным чадом, родители отдают его специалисту - перепоручают ребенка кому-нибудь, снимая тем самым с себя груз ответственности и, таким образом, частично решают возникшие проблемы.
Наш вам совет – примите ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Обраща-ясь к специалисту, получите всю недостающую информацию и варианты выхода из сложившейся ситуации. Выберите для себя самый приемлемый вариант и начинайте действовать, сообразуясь с правилом трех «П»: постепенно, последовательно и постоянно.
Как Вы полагаете, личный школьный опыт родителей накладывает отпечаток на успешность обучения ребенка?
Да, безусловно. Родители часто не осознают границы между своими личными школьными впечатлениями (воспоминаниями) и тем, что происходит с их ребенком, его личным опытом в школьной жизни. И отсюда у родителей «всплывают» установки: «Меня никто не заставлял учиться! Пусть учится самостоятельно!» или «Со мной родители делали уроки до десятого класса и я сижу с ребенком и делаю уроки!».
И это очень важно - почувствовать и осознать, что их школьный опыт будет в корне отличаться от будущего учебного опыта ребенка.
В вашем центре тоже организован курс подготовки детей к школе. Каким опытом в этом плане вы можете поделиться?
В курс подготовки детей к школьному обучению мы ввели очень важную составляющую – организовали подготовку родителей к взаимодействию с будущим учеником.
Вот один из аспектов, с которым мы столкнулись при совместной работе - часто родители просто убеждены, что они точно знают, как будет вести себя их ребенок в той или иной школьной ситуации, хотя никогда его в подобных ситуациях не видели. Например, наши родители наблюдали, как вели себя дети в переменку между занятиями в условиях спортивного зала без жесткого контроля со стороны взрослых. При этом на первых занятиях родителей часто охватывал ужас, они не узнавали собственного чада.
Оказалось, что так важно для родителей просто побывать в роли стороннего наблюдателя, увидеть своего ребенка в процессе общения с другими детьми и с разными педагогами. И такой опыт мы родителям предоставили в процессе подготовки их детей к школе.
В конце курса занятий мы услышали от одной из мам: «Я теперь знаю, как может вести себя мой ребенок в группе. И если учительница будет говорить, что мой ребенок балуется, я знаю, как это выражается, и какой из этого можно найти выход».
Как вы сами понимаете, такой опыт дает возможность родителям в будущем адекватно реагировать на замечания и критику со стороны учителей.
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему