Вопрос: Готовить ребенка к школе это необходимость, мода или блажь тревожных родителей?
Если бы это было просто модой или родительской блажью, то, скорее всего. Эта форма обучения и воспитания детей имела бы временный характер. На практике же эта форма возникла в свое время в дошкольных детских учреждениях, там достаточно хорошо прижилась и развивается. Кроме того, в городе есть школы в которые родители хотели бы отдать в обучение своих детей. В этих школах, как правило, желающих обучаться больше чем планируется и попасть туда можно, либо пройдя курс обучения (показать себя), либо вложив определенный денежный взнос.
В первом случае это условие пребывания в дошкольном заведении, во втором случае это и необходимость, и мода, и блажь (три в одном флаконе).
Но есть и причины вызванные требованием времени, это:
- изменение программ обучения в сторону объемности (поток информации все время растет), усложненности и разноплановости;
- психо-физические проблемы у детей связанные с беременностью и родами матерей (родовспоможение и по сей день желать лучшего), а также первыми годами жизни ребенка (гипок-сия, асфексия, кесарение и т.п.).
Вопрос: Когда и где необходимо начинать готовить ребенка к обучению в школе?
Отвечая на вопрос «когда» - лучше с момента зачатия, хорошо, когда эта мысль приходит к родителям двух-трех летних малышей, ну а в последний «предшкольный» год – обязательно.
Почему? Желание мамы родить и вырастить здорового и интеллектуально развитого че-ловека похвально. Но что чаще встречается в действительности:
- ребенок уже зачат, а вопрос давать ли ему жизнь до сих пор не решен;
- порой, забеременев женщина начинает беспокоиться о своем здоровье, а значит и о рожде-нии здорового ребенка.
- некоторые мамаши и вовсе таким вопросом не задаются.
Да мало ли в жизни бывает обстоятельств которые, так или иначе усугубляют процесс бе-ременности: инфекции, стрессы, тревога и депрессия, сложные взаимоотношения с близкими и т.п. Одним словом – еще не родившись ребенок получает массу негативной информации. Так как там с желанием родиться вообще?!
Далее родовспоможение. Так получается что врачи, участвующие в роджовспоможении сначала заботятся о себе (лучше перестраховаться и сделать кесарево, побольше обезболивания и спокойнее мамаша и т.п.), во второю очередь о будущей мамаше (она вот тут рядом мучается и просит о помощи) и уж в последнюю очередь о малыше. Грех конечно вот так огульно го-ворить о всех врачах. Согласна, далеко не все и не всегда виноваты в будущих проблемах ребенка, но что поделаешь – я то, как педагог-психолог, в своей практике чаще встречаюсь именно с такими случаями – ведь благополучных детей на консультацию не ведут. Чаще всего мамочки во-обще недоумевают чего это их начинают расспрашивать о том далеком времени (беременности и родах), проблемы то у их детей возникли сейчас. А это как говорят – «выстрел из прошлого»!
С началом обучения в школе нагрузка у ребенка, в том числе и интеллектуальная, нарас-тает довольно быстрыми темпами (особенно при обучении по развивающим программам с иностранным языком и дополнительными развивающими предметами). Также лавинообразно нарастает утомление, часто ребенок просто «отключается» (периоды релаксации мозга) во время урока, трудности с понимание и усвоением учебного материала из мелких и малозаметных превра-щают обучение в тяжкую повинность. Ребенок, при этом, в силу своей неопытности всех масштабов трагедии и не чувствует и не осознает. Учитель сначала недоумевает, потом начинает него-довать и расстраивается что не может научить ребенка элементарным вещам. Родители растеряны, возмущены а порой и просто начинают паниковать - их надежды не только не сбываются (все родители надеются что из ребенок будет учиться с удовольствием и на отлично), возникает если не паника то тревога по поводу того что их чадо начинает тяготиться обучением в школе.
Что делать? Если следовать истине о том что каждому делу предшествует мысль – то перво - наперво необходимо припомнить и осознать все что ваш ребенок уже имеет – «разобрать рюкзачок» со всем его позитивом и негативом. Трудно сделать самим – обратитесь к детскому психологу, тогда разобраться можно и быстрее и более эффективно.
Вот тут то и пригодятся все ваши воспоминания – беременность, роды, первый год жизни; детский сад или няня, все дополнительные занятия или их отсутствие. Ну и «в путь» - поиск нужных специалистов – медиков, логопедов, детских психологов и т.п. Главное – понимать и четко формулировать как сами проблемы так желаемый результат (результаты от разных специалистов разные в силу их специфики). И чем серьезнее вы подойдете к вопросу о выборе нужного специалиста, тем позитивнее и эффективнее будет результат.
Вопрос: Что делать, если мой ребенок не такой как все?
Таких «как все» большинство, казалось бы, но… нередки случае в нашей жизни встретить:
- двигательно-расторможенных (гиперактивных);
- крайне невнимательных (рассеянных и несобранных);
- заторможенных (медлительных как в двигательной, так и в интеллектуальной деятельности);
«Неудобных» детей не любят, не принимают, на них жалуются. И у родителей возникает чувство стыда за свое чадо, чувство раздражение от собственного бессилия, чувство страха за психо-физическое состояние ребенка. Что делать?
Обязательно обращаться за помощью и чем раньше, тем лучше. Помните - самостоятель-но ребенку не справиться ни со своими эмоциями, ни со своим самочувствие, ни со своими про-блемами. Только ваша любовь, забота и искренне участие поможет вашему малышу.
Вопрос: Что значит психологическая готовность ребенка к школе? Нужно ли ребенку заниматься с психологом?
Если процесс образование рассматривать в триединстве: ребенок приобретает знания, формирует навыки и умения через общение с людьми (учителями, родителями, одноклассниками и т.п.) и тем материалом что представлен в печатном (учебники, справочники и т.п.), электронном (ПЭВМ), видео и аудио формате.
По большому счету психологическая готовность к обучению это возможность через дос-тупные носители информации (общение с людьми и информационными источниками) накапли-вать и аккумулировать знания, совершенствуясь и развиваясь как гармоничная личность. Иными словами – умение через разнообразное общение совершенствовать себя.
Без учителей и родителей на первых порах ребенку не обойтись – это у них есть опыт об-щения с разными источниками информации и этот опыт ребенку необходимо присвоить и по воз-можность совершенствовать (приладить под себя, как инструмент в руках мастера).
По моему мнению, это и есть главная составляющая во всей подготовке к школе. По-другому, я бы это назвала – научить ребенка учиться (общаться с носителями знаний) с удовольствием и радостью. А дальше, как говорят, дело техники!
Вопрос: Что бы вы пожелали родителям будущих первоклассников.
Задуматься на тем что их ребенок приобрел на данный момент, чему уже научился, и ка-кие «подводные камни» могут ожидать его при обучении (состояние мозговой деятельности - последствие беременности и родов, физическое состояние – уровень развитие координации как в пространстве так и на листе, состояние мышечного панциря, процессы возбуждения и торможения нервной деятельности). Ну и найти нужных специалистов: медиков, психологов и педагогов.
И еще следует задуматься с какой установкой ваш ребенок пойдет в школу:
- «мы пошли в первый класс» - воспитание на принципах гиперопеки, обучение в школе (а по-том и в ВУЗе) в «четыре руки»;
- «мы отдали ребенка в школу» - мы нашли учителя, выбрали программу, готовы платить за обучение и теперь весь спрос с учителей как они учат нашего ребенка; родители оставили за собой функцию контроля выполнения своих ожиданий;
- «наш ребенок пошел в школу» - мы сделали все чтобы подготовить ребенка к школе, мы постарались выбрать программу и учителя, и готовы помогать как ребенку так и учителю в его обучении, кроме того, мы берем на себя функцию контроля в той части которую нам отводит учитель.
Осознали что вами руководит, ну а теперь вспомните свои годы обучения в школе - вспомните и найдите слова для совета ребенку чтобы он избежал ваших ошибок и воспользовался тем чем вы в свое время пренебрегли.
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему