Физическая активность важна в любом возрасте – и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы – особенно. И здесь на помощь родителям приходят физические упражнения.
Общеизвестно, что интеллектуальное, социальное и физическое развитие растущего человека, зависит в решающей степени от его физической активности в первые годы жизни. Различные физические упражнения, массаж, водные процедуры, плавание являются основной составляющей частью гармоничного воспитания малыша в первые годы жизни, обеспечивая возможности полноценного развития личности.
Можно ли укреплять и сохранять здоровье ребенка, не занимаясь его физическим воспитанием? Конечно, нет. Движение - естественная биологическая потребность детей, и ограничение этого не только задерживает гармоничное формирование, но и приводит к тому, что в последующие периоды жизни ребенок не может овладеть теми или иными двигательными навыками. Однако следует учитывать, что повышенные нагрузки, не отвечающие физиологическим потребностям растущего организма, могут существенно помешать гармоничному развитию ребенка. Как же удержаться на "золотой середине", с одной стороны - правильно развивая малыша в соответствии с его потенциалом, с другой - не навредив ему чрезмерной нагрузкой?
Развитие координации
Двигательная активность младенца в первые месяцы жизни является мощным стимулом его развития и обусловлена врожденными рефлексами, которые к 3--4 месяцам полностью исчезают. Движения новорожденного хаотичны, тонус его мышц повышен. На 2--3 неделе жизни формируется координация мышц глаз. Ребенок начинает фиксировать взгляд на ярком предмете, затем следить за поднятой игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начале координации движения шейных мышц.
После месяца жизни постепенно формируются движения в горизонтальном положении. Младенец учится лежать на животе и удерживать голову в вертикальном положении. С 1,5 мес. начинают развиваться координированные движения рук.
Массаж и гимнастика
На этом этапе малышу очень важны нежные прикосновения матери, поглаживания, профилактический общеукрепляющий массаж и комплексы физических упражнений, соответствующие возрасту ребенка, которые можно проводить с 3--4 недельного возраста. Массаж является одним из лучших способов установления контакта со своим ребенком, а также одним из лучших средств развития мышечной системы, стимуляции работы кишечника и т.д. В отличие от лечебного массажа, который выполняется по назначению врача с 3-х месячного возраста ребенка с лечебной целью для устранения какой-либо патологии и только профессиональным детским массажистом, техника общеукрепляющего массажа проста и доступна любой маме. Основным приемом общеукрепляющего массажа является поглаживание рук, ног, спинки ребенка в направлении от кончиков пальцев до плечевого или тазобедренного суставов, от поясничного отдела позвоночника до шейного. Поочередные движения кистей рук взрослого производятся только в одном направлении, так сказать, снизу вверх. После массажа переходят к гимнастике, которая также должна соответствовать возрасту ребенка. Гимнастические упражнения активизируют психофизическое развитие малыша, позволяют ему овладевать новыми движениями, подготавливают к умению сидеть, ползать, стоять, ходить и пр..
Остановимся на общих правилах проведения этих занятий. Проводить занятия следует ежедневно, в периоды бодрствования ребенка, лучше в первой половине дня, за 1 час до или после кормления. Обязательно следует учитывать настроение ребенка при проведении массажа и гимнастики, ни в коем случае не допускать переутомления малыша. При негативных реакциях, недомогании во время занятий, появлении высыпаний необходимо их прекратить и обратиться к врачу. Общая продолжительность первых сеансов общеукрепляющего массажа и гимнастики - 3--5 минут, в последующем она может быть увеличена до 20 минут.
При этих занятиях ребенок должен быть полностью раздет, что является и дополнительной закаливающей процедурой. Температура воздуха в комнате должна быть в пределах 20--22 градусов.
В первые месяцы жизни не рекомендуется использование при массаже масел и талька, так как это закупоривает кожные поры и препятствует нормальному газообмену. Приемы массажа следует повторять на каждом участке тела от 4--6 раз, с примерной скоростью руки 30--60 раз в минуту.
Динамическая гимнастика
В настоящее время получили распространение бэби-йога, динамическая гимнастика и другие методики экстремального физического развития младенцев. Бэби-йога - специальная динамическая гимнастика для грудных детей, в которой используются элементы йоги. Включает в себя такие упражнения, как подкидывание, парение в воздухе (при поддержке взрослого), раскачивание за одну ногу, руку, другую, обе и т.д. Она не может быть включена в общедоступный арсенал средств физического воспитания ребенка в силу следующих причин: родителям необходимо иметь определенный опыт занятий йогой для того, чтобы представлять психологический эффект, который дают эти упражнения.
Также взрослому необходимо обладать высокой чувствительностью, поскольку упражнения выполняются на пределе гибкости суставов. Такую чувствительность вырабатывает только практика массажа и мануальной терапии. Поэтому упражнения "бэби-йоги" должен проводить только специалист, по рекомендации врача.
Противопоказаны занятия бэби-йогой детям с гипотонией мышц, связочного аппарата, суставов.
Помогаем малышу
В возрасте 4--6 месяцев вам необходимо чаще брать малыша на руки, так как это стимулирует движения глаз и головы. Обязательно побуждайте малыша к активным движениям: лежа на животе, повернуться на бок, на спину и обратно, ползать, захватывать рукой игрушку. Также необходимо развивать чувство опоры ног, для чего малыша надо как бы ставить на опору в вертикальном положении, удерживая за грудную клетку и подмышки.
Внимание! Родитель не должны забывать о безопасности ребенка в любой период его развития. Огромная ошибка считать, что если, например, ребенок еще не умеет переворачиваться, его можно спокойно оставить без присмотра на пеленальном столе или на родительской кровати (диване). Сколько травм, слез детей бывает в результате этой ошибки! А уж когда ребенок начнет активно двигаться, внимание взрослых не должно ослабляться ни на секунду.
На 7--8 месяце жизни дети могут самостоятельно садиться из положения на четвереньках, опираясь на бедро и кисти рук, либо из положения лежа на животе, опираясь на бедро, локоть и отталкиваясь рукой, а также и правильно сидеть, не сгибая вперед спину и голову. Если ваш малыш еще этим не овладел, самим, так сказать насильно, сажать не нужно. Иначе это может привести к искривлению позвоночника, а также к нарушению формирования костей таза, т.к. вынужденное сидение для крохи является значительной нагрузкой. Желание и возможность ребенка сидеть нужно стимулировать во время проведения ежедневных массажей и гимнастических упражнений потягиваниями ребенка за ручки из положения лежа на спине, раскладыванием или подвешиванием перед ним предметов, игрушек, для обладания которыми малышу пришлось бы присаживаться. Так же эти нехитрые приемы можно повторять несколько раз в течении дня. Главное - все это должно доставлять малышу радость и не вызывать переутомления и перегрузки позвоночника, и тогда через некоторое время кроха сможет уверенно сидеть.
Для того, чтобы помочь ребенку научиться ползать, можно проводить комплекс занятий на мяче (в положении лежа грудью на мяче выполняются покачивания ребенка с опорой на кисти и стопы). Также стимулировать ползание можно, положив валик из одеяла или подушки между руками и ногами малыша в позе на животе.
В 8--9 месячном возрасте малыш начинает вставать у опоры, переступать ножками, держась за нее. Родителям следует иметь в виду, что, начиная вставать, малыш не знает, как ему сесть или лечь, боясь оторвать руки от опоры. Поэтому время стояния необходимо дозировать по 5--10--15 минут однократно. По мере овладения этим навыком, кроха сможет дозировать нагрузку самостоятельно.
И еще: если ребенок научился вставать, держась за опору (особенно в самом начале этого умения), устав, он просто размыкает кисти и может упасть, удариться о решетки кроватки или манежа, поэтому лучше все твердые конструкции предварительно обложить специальными валиками (которые продаются часто вместе с кроватками) или подушками.
В этот возрастной период встает вопрос о целесообразности применения ходунков, которые представляют собой сиденье и конструкцию на колесах. Посаженный в ходунки ребенок отталкивается ногами от пола и начинает быстро передвигаться по квартире. Многие родители считают, что малыш в ходунках быстрее научится ходить, но на самом деле это не так, поскольку при ходьбе в ходунках и ходьбе как таковой задействованы разные группы мышц. Ходунки устроены так, что основная нагрузка приходится на таз и позвоночник, ногами ребенок только отталкивается. Следовательно, и сажать малыша в ходунки можно только тогда, когда он уверенно сидит без поддержки, с выпрямленной спиной, не сгибаясь и не заваливаясь на бок.
Следует отметить, что для нормально развивающихся, здоровых малышей ходунки не так уж и нужны, единственный их плюс - некоторое время ребенок может заниматься самостоятельно. А вот для детей с неврологическими проблемами (задержка или отставание в психомоторном развитии, повышенный или пониженный тонус мышц ног, заболевания, сопровождающиеся нарушением передачи нервного импульса от нервов к мышцам) ходунки могут оказаться хорошим подспорьем в лечении и развитии ребенка родителями.
Ошибка, которую допускают многие родители, посадив ребенка в ходунки, - считают, что он находится в полной безопасности, и не обращают внимание на то, что малыш не может пожаловаться на усталость и дискомфорт, поэтому выбирает положение, удобное для него - наклоняется на бок, скрючивается, тем самым вызывая нежелательную нагрузку на позвоночник.
Особое внимание следует также обратить на то, что в ходунках ребенку многое может стать доступным, поэтому необходимо позаботиться о безопасности малыша, убрав с его пути все режущие, колющие, легко бьющиеся предметы, лекарства и т.д.
К концу года ребенок осваивает равновесие тела и начинает ходить. Для развития правильной ходьбы необходима гармоничная работа мышц брюшного пресса, спины, ног. Самое лучшее упражнение для этого - ползание на большие расстояния (более 4 метров), для чего должны быть созданы оптимальные условия.
Помещение для ползания необходимо просторное без сквозняков, на пол лучше постелить ковер или ковровое покрытие. Необходимо обеспечить полную безопасность ребенка (закрыть розетки, убрать электрошнуры и т.д.). Очень хорошо позволять ползать малышу на свежем воздухе - на поляне или дачном участке, подстелив большое покрывало. В этих случаях бдительность родителей должна быть повышена, ведь на земле и в траве так много того, что лежит, ползает, кусается...
Также развитию равновесия и умения ходить способствуют следующие игровые упражнения: ходьба по наклонной доске, лазание по лесенке (высотой до 1 м), залезание на горку, при этом родители должны находиться на максимально близком расстоянии от крохи и подстраховывать малыша от падений.
Причиной отставания двигательной активности у некоторых детей в этом возрасте может быть недостаток общения, контакта с окружающей средой, например, ребенок долго лежит на спине, предоставленный сам себе, без побуждения взрослых к движению ласковыми фразами, показом игрушки. С другой стороны, родители могут стимулировать развитие движений у ребенка, помогать ему, но не следует заставлять малыша делать то, что он еще не освоил, насильно заставлять его сидеть, стоять, ходить.
В возрасте от 1 года до 3 лет малышу необходимо помогать развивать все основные движения, он как будто бы уже все умеет, но действует еще неуверенно и неловко.
В первую очередь необходимо обратить внимание на ходьбу, которую нужно совершенствовать в течение второго и третьего года жизни. Не стоит думать, что после того, как ребенок встал на ноги, ваше участие в его физическом развитии закончено. У детей, в отличие от животных очень мало врожденных двигательных навыков, подавляющее их большинство возникает у малышей в результате обучения в игровой форме и поощрении самостоятельной двигательной активности, а самым главным поощрением для крохи являются ласковые слова и похвала родителей, укрепляющие у ребенка веру в свои силы.
Кроме того, физические упражнения влияют на умственное развитие ребенка и способствуют развитию интеллектуальных навыков - памяти, речи, чтения, письма. Игра не требует чрезмерного нервного напряжения, физическая работоспособность ребенка гораздо выше. В этом случае дети способны выдержать довольно длительную физическую нагрузку, так как им присуще такое качество, как общая выносливость.
Если не сдерживать естественной активности ребенка, предоставлять ему свободу передвижений, то постепенно у него окрепнут мышцы, появится хорошая координация движений, он станет ловким. Если же малыша постоянно ограждать от возможных падений, ударов, водить все время за руку, проводить политику двигательных запретов до тех пор, пока он не подрастет, то можно упустить время, и ваш ребенок будет значительно отставать в интеллектуальном и моторном развитии от своих сверстников в детском саду и школе. Однако предоставляя ребенку свободу, обязательно учите его, показывайте, как лучше сделать то или иное движение, чтобы избежать травм. Ни в коем случае не позволяйте себе упреков по поводу неловкости вашего крохи!
Для детей от года до 3 лет разработаны различные комплексы физических упражнений, составленные с учетом анатомо-физиологических особенностей в эти возрастные периоды и возможностей маленького ребенка. Упражнения способствуют совершенствованию движений и закреплению моторных навыков. Например, для совершенствования ходьбы рекомендуется ходьба по прямой линии и усложненная ходьба (по дорожке, доске, скамейке, ширина которой постепенно уменьшается), перешагивания через препятствия (кубики, палка, веревка). Эти упражнения развивают чувство равновесия.
Для укрепления основных групп мышц туловища, конечностей, развития дыхательной мускулатуры применяются упражнения с мячом, ползание, легкие пробежки. Эти упражнения можно выполнять вместе с ребенком во время прогулок или дома, включать в различные игры в течение дня. Игры с мячом могут также обеспечить прекрасное развитие двигательных навыков, таких, как ловкость, координация движений ног со зрением у детей с самого раннего возраста.
Ребятишкам младше двух лет рекомендуется заниматься с большим надувным мячом. Например, малыш 12--14 мес. может отталкивать мяч от себя руками и ногами или пытаться подбрасывать его двумя руками. В более старшем возрасте ребенок может пытаться бросать мяч в цель с расстояния 20--40 см, а затем и 80--100 см.
Замечательно, если условия позволяют организовать дома "мини-стадион". Ведь ребенок уже с 2--2,5 лет, а иногда и раньше, с интересом влезает на лесенку, и спускается с нее, раскачивается на качелях (канате), ходит по ровной и наклонной доске. Специальные гимнастические занятия для ребенка 2-3 летнего возраста еще скучны и неинтересны. Поэтому стоит включать отдельные гимнастические упражнения в игру.
Это можно делать и во время прогулки, и дома, обыгрывая каждое движение. Например, гуляя по пересеченной местности, ребенок может преодолевать подъемы и спуски, кочки, пройти по бревну, доске, перепрыгнуть канаву.
Для правильного физического воспитания малыша стоит использовать любую возможность. Постарайтесь, как можно чаще бывать с ним в парке, саду, выезжать за город.
Немного о даче
Если в летнее время вы живете на даче, не стоит ограничиваться пределами своего участка - выходите в лес, на речку. Во время таких прогулок малыш постепенно привыкает управлять своим телом. Заранее составьте план прогулки, чтобы пройти определенное расстояние. Уже в 1,5--2 года ребенок может совершать прогулки протяженностью 100--200метров.
Во время таких недолгих прогулок лучше отказаться от коляски, чтобы малыш не поддался соблазну при первых же признаках усталости расположиться в ней. Но, если прогулка рискует затянуться, в первое время коляску стоит взять с собой, не допуская переутомления малыша. Постепенно дальность дистанции можно увеличить со 100-200 до 300--400 метров.
С ребенком в возрасте от 2,5 до 3 лет можно пройти 1,5--2 километра, при этом обязательно в середине пути сделайте привал в каком-нибудь красивом месте на 10--15 минут.
Очень важно учитывать тот факт, что часто малыш устает не от ходьбы, а от неправильно подобранной одежды и неподходящей обуви. Но не стоит ориентироваться при этом на свои ощущения, ведь при ходьбе в темпе малыша вам самой может быть прохладно, а он, прилагая все свои силы, будет перегреваться.
С 1,5--2 лет ребенок может кататься на трехколесном велосипеде. Необходимо только следить, чтобы размеры велосипеда, высота сиденья и руля соответствовали росту малыша. Также важно не допускать переутомления: кататься без перерыва можно до 15--20минут, но при этом быстрая езда должна быть ограничена 3--5 минутами.
У малыша в 2-3 летнем возрасте еще не закончилось формирование костно-связочного аппарата, у него пока еще слабые мышцы спины, подвижные позвонки. Исходя из этих особенностей, слишком ранние и интенсивные нагрузки могут привести к нарушению осанки, отрицательно сказаться на состоянии здоровья. Также следует иметь в виду, что обучение какому-либо одному виду деятельности, делает развитие ребенка односторонним.
В заключении хочется сказать еще, маленький ребенок не может, не хочет и не должен оставаться долгое время без движения. Его здоровье, умственное развитие, способность к самостоятельному труду напрямую зависят от двигательной активности в первые годы своей жизни. Движение - естественная биологическая потребность здорового организма. Природа позаботилась о механизме, стимулирующем его познавательную активность. Это чувство мышечной радости от физических упражнений, чувство уверенности в себе. А ведь положительные эмоции, жизнерадостность - показатель крепкого здоровья и обязательное условие правильного развития вашего малыша.
Качественно исправляем школьные пробелы, учим уверенно говорить и понимать на английском и все это в дружелюбной домашней атмосфере.
Подробные условия