... И всё-таки раннее развитие детей уже больше ста лет остаётся спорной темой и для родителей и педагогов.
Мы хотим, чтобы в этом споре вы не выбирали правую сторону, а выбрали «сторону» своего ребёнка. Другими словами, развивали своего ребёнка так как вам подсказывает ваш ум и сердце, и выбирали из существующих в мире педагогических систем те, которые подходят именно вам и вашим детям. Сами мы являемся убежденными сторонниками РАННЕГО РАЗВИТИЯ, но нужно сказать, что часть критики, которой подвергается ранние обучающие системы являются обоснованными и именно с этого мы хотим начать нашу книгу.
Системам Раннего РАЗВИТИЯ не 10, не 50, и даже не сто лет. Но когда говорят о раннем развитии, то упоминают не системы воспитания наследников царских тронов, которые получали именно стандартное РАННЕЕ РАЗВИТИЕ, касающееся и иностранных языков и Культуры и физического развития. Упоминается не Мария Монтессори, добившаяся феноменальных результатов с детьми-сиротами, применяя самые «современные» методики РАННЕГО РАЗВИТИЯ, хоть это происходило в самом начале прошлого века. А связывают с РАННИМ РАЗВИТИЕМ обычно с институтом развития человеческого потенциала в Филадельфии, возглавяющуюся Гленном Доманом, о котором мы уже сказали. Доман является ярким и оригинальным исследователем, врачом, педагогом, но необузданные американские идеи которого, являются очень спорными и уязвимыми. Но самое неудачное, что Доман положил начало коммерческому подходу к популяризации РАННЕГО РАЗВИТИЯ, эта тема давно превратилась в доходный бизнес, и тут есть много мест достойных любой критики. У Домана много идей о рукотворности гениев (хоть он обещает печь их как пирожки, но реальных созданных им гениев читателю не демонстрирует!)и вообще само слово гении стало расходной монетой, которая якобы, является основной задачей раннего развития, что не соответствует истине. Журналисты с удовольствием посмеиваются над малышами и наивными родителями, которые показывают своим годовалым ребятишкам фотографии композиторов, президентов и математиков, и заполняют их маленькие американские головки бесчисленной информацией и королях и аквариумных рыбках. И нам тоже часть системы Домана, которая касается передачи ребёнку энциклопедических знаний, и часть , которая касается математики, довольно неоднозначными, и , скорее всего, Доман и его последователи в интенсивности занятий с детьми перегибают палку, но, во –первых Доман- это еще не всё РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. Существует масса подходов, которые строятся на вполне доказанном утверждении, что после прекращения роста мозга продуктивность любого обучения резко падает. И вот с этим мы увы, сталкиваемся очень часто. Каждому из вас понятно, что не стать гениальным шахматистом, музыкантом, фигуристкой, балериной, если вы начинаете занятия после семи лет.
В хоккейные школы, в большой теннис, и т.д. – принимают в 3-4-5 лет, а самые яркиие мастера в этих видах спорта начали свои тренировки и в 2 года. И это происходит потому что практикам понятно, что если начать занятия позже , то совершенства ни в музыке ни в теннисе не достичь (и больших денег соответственно тоже). То есть это именна практика, которая говорит об эффектвиности РАННЕГО РАЗВИТИЯ безо всякой теории. Хоть теория тоже существует, развивается и если сегодня может быть и нельзя считать положительные результаты сторонников РАННЕГО РАЗВИТИЯ абсолютно доказанными, то только в том смысле, что нельзя выстаивть список из 100 нобелевских лауреатов или гениальных художников, которые станут убеждающим подтверждением. Но при этом ни о каких отрицательных результатах РАННЕГО РАЗВИТИЯ никто никогда не говорит и не пишет, идет только сетование, что «детей лишают детства». Но это возражение мы считаем очень расплывчатым и туманным, потому что нам кажется , что РАННЕЕ РАЗВИТИЕ именно прекрасно вписывается в счастливое светлое детство, вся учеба может и должна происходить в игре, хоть научить этому родителей всегда не очень легко. И утверждение, что счастлив тот малыш, который ничего не умеет и ничего не знает- представляется сомнительным . потому что всё-таки не стоит забывать, что вся система домана строилась прежде всего на помощи больным малышам, которых учили двигаться и догонять своих здоровых сверстников И система Домана, для нас, например, это в основном РАННЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ЧТЕНИЕ- и об этом мы постараемся подробно написать. А если Доман считает, что 5тилетние дети, должны быть знакомы со всеми героями шекспира, то это его личная культурная позиция американца, не имеющая отношения к сути РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Мы думаем, что и в три и в четыре года изучать пьесы Шекспира или Евгения Онегина не нужно. А физикой нужно? Мы думаем, что хороший физик может придумать какое-то простое изложение элементарных основ механики. которые займут его малыша, катая машинку с горки. Ничего предосудительного в этом нет. И знаете еще нужно добавить, что и родителям и учителям и детям от изменения сегодяншней системы воспитания и обучения НИЧЕГО ТЕРЯТЬ. Детский садик наш унылый и скучный, школа –крайне неблагополучная, массовое занятие физической культурой ушлов далекое прошлое, и даже если бы предложения Домана были мифом, то этот миф стоит сегодняшней родительской действительности. Но это не миф, детей, прошедших по системам раннего развития великое множества и это и очень интересные и сильные и хорошие дети. Если приложить к ним чуть больше родительских амбиций, их можно вырастить в мировых звезд в любой области человеческой деятельности. Но чаще всего они с детства настолько интересно живут, они настолько богаты внутренне, что достижение цели ради славы или денег кажется им суетой. Но мы вообще за многие годы работы с маленькими детьми устали от споров и обсуждений чужих действий. Вот мою дверь открывает маленький годовалый малыш и то, чем с ним следует заниматься - это загадка природы, которую я попытаюсь разрешить...
Скачать всю книгу (237 Кб)
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему