Песочная терапия – очень благодатный метод как терапии, так и обучения. Фрагментарно ее можно использовать в любом виде деятельности детей.
В качестве примера можно привести элемент драматизации сказки «Три медведя». Ведущий рассказывает начало сказки. Дети заходят в лес. Все дети подходят к песочнице. Педагог предлагает им разгладить песок руками, дети гладят песок по очереди. Потом делят площадь песочницы на лужайки, насаживают цветы, траву, деревья. Оставляют следы животных, которые живут в лесу. Ходят по тропинкам, собирают грибы, аукаются. Маша заблудилась и подошла к домику... Дальше идет драматизация по задумке педагога.
Вместо пальчиковой гимнастики можно провести основные приемы знакомства с песком:
- Положили на песок ладони. Какой песок на ощупь? Нагрели песок.
- Погладили песок, разровняли поверхность. Движения влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
Индивидуальное занятие с использованием песочной терапии (2-е детей)
1. Загадка:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня ..... (весна)
2. Пришла весна (подобрать признаки)
Весна (какая?) .. добрая, красивая, зеленая...
3. Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и сорвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.
Дети делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в песок, ищет бусинки на своей половине. (Бусинки разного цвета: красная, розовая, желтая, зеленая, белая, коричневая, голубая, синяя). У каждого ребенка по 4 бусинки.
4. Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности».
5. Д/и «Какой бусинки не стало?»
6. Д/и «Подбери предмет к признаку» (назвать предметы такого же цвета, как бусинка).
7. Дефектолог рисует круг на песке, дети выкладывают по линии бусинки и называют порядковый номер. – Какая фигура получилась? – Круг.
8. Припоминание названий геометрических фигур.
Д/и «Бомбочка». Дефектолог прячет в песке две геометрические фигуры (шар и цилиндр, куб и конус). Дети осторожно подкапывают песок и пытаются узнать фигуру. Если называют правильно, то достают ее из песка.
- Какие это фигуры? – Объемные.
Дефектолог показывает круг, квадрат, треугольник.
- Какие это фигуры? – Плоскостные.
Рисование на песке плоскостных фигур.
9. Весна рада и благодарна детям. – Слышите, как все поет и веселится?
Загадки (стрекоза, гусеница)
а) выделение голосом звука С, место его в слове, деление слов на слоги.
б) составление предложений с использованием слов: дерево, трава, цветы:
- Гусеница сидит на дереве.
- В траве сидит стрекоза.
«Кто где живет?» индивидуальное занятия по теме «Животные» с использованием песочной терапии
Материалы: песочница, фигурки животных - диких (лиса, медведь, заяц), домашних (кот, собака, корова), лес, дом, ограда.
Ход занятия
Ребенок здоровается с песком, определяет, какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый).
Пальчиковая гимнастика на песке.
Затем ребенок видит, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку, найти это животное и подсказать ему дорогу домой.
Загадки:
Живет под крылечком,
Хвост колечком,
С хозяином дружит,
Дом сторожит. (Собака)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое,
Мычит: «Му-у...
Молока кому?» (Корова)
Я умею чисто мыться,
Не водичкой – язычком.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая. (Кошка)
Игра-занятие заканчивается, когда все звери найдут свои дома.
«В поисках клада» индивидуальное занятие на основе песочной терапии (учитель-дефектолог Е.А.Чечикова)
Цель: Закрепить понятия «лево», «право», учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость.
Оборудование: Набор мелких игрушек: елки, деревья, грибы, цветы, колодец, луна полная, молодой месяц, ежи.
Ход занятия
- Сегодня мы с тобой отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду тебе рассказывать, а ты внимательно слушай и пальчиком черти дорогу на песке.
Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.
- А теперь слушай внимательно:
Если направо до елки дойдешь,
Далее вниз до колодца пойдешь.
Опять направо до высокой сосны,
Далее вниз до круглой луны!
Дальше налево ты быстро иди,
И встретишь Ежа у себя на пути.
Тебя он направит: «Иди, друг мой, вниз!»
Свернешь там направо – увидишь грибы.
От них ты опустишься вниз,
Свернешь там налево – под дубом ищи!
(Педагог читает инструкцию медленно и ждет пока ребенок не выполнит каждую ее часть правильно).
- Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова.
Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.
«Спасение Принцессы» Занятие по песочной терапии
Рассказ педагога с демонстрацией.
- Жил-был Король. И была у него дочь, красивая и добрая девушка. И захотел злой Змей Горыныч жениться на ней и похитил Принцессу. Загрустил Король, а королевство пришло в упадок.
- Для того, чтобы нам было легче, Король дал план своего королевства. Нам необходимо на песке построить владения Короля, а уж потом мы сможем найти дорогу к замку Змея Горыныча и освободить девушку.
(Дети выстраивают на песке королевство).
После того, когда будет закончена постройка, дети прослеживают маршрут и путешествуют по песку к дому Змея Горыныча, и освобождают Принцессу.
«Оползень» Занятие по песочной терапии
Материал: ведро с сырым песком, один теннисный мячик, каждому игроку - по одной столовой ложке.
Ход занятия:
В песочнице насыпают горку песка. На вершину этой горы устанавливают теннисный мячик. Играющие по очереди берут от этой горы по ложке песка. При этом они должны быть очень осторожны. Игра заканчивается, когда мячик, венчающий гору, скатывается вниз из-за оседания земли.