Довольно часто к детскому психологу или на приём к врачу приводят ребёнка с жалобами на плохую успеваемость в садике или школе, на рассеянность, невнимательность, гиперподвижность. И в этом случае специалисту очень важно увидеть, где проблемы психологические, а где - соматические и неврологические. Попытаемся разобраться.
«Ваш ребенок не хочет учиться, постоянно отвлекается, рассеян, не собран, не слушает меня! Примите меры», - говорит обеспокоенная (а иногда разгневанная) учительница или воспитательница.
В этой ситуации реакция родителей зависит от степени их доброты, интеллекта и образования. Рассмотрим самые типичные варианты.
Вариант 1.
Физическое и эмоциональное давление.
Можно дать пару подзатыльников по «нерадивой голове» и посадить троечника под домашний арест, пока тот не станет отличником. Ждать придется долго. Такой вариант реакции может привести только к ухудшению положения. Подобным воспитанием родители не решают проблему, а только теряют контакт со своим ребенком или подавляют его личность.
Вариант 2.
Перекладывание вины на учителя, школу, систему образования и т. д.
Конечно, надо верить в своего ребенка, и, возможно, переход в другой класс или школу решит проблему. Но, действуя по этой схеме, родители, к сожалению, часто «прячут голову в песок», не признавая наличия проблем у самого ребенка.
Вариант 3.
Принятие ситуации как неизбежной, без выяснения причины.
Родители, глубоко вздохнув, соглашаются, что ребенок неспособный и неперспективный. Естественно, что эта реакция имеет глубокие корни в детстве самих родителей и «передаваясь по наследству», глубоко травмируют ребенка, лишая его веры в себя и передаваясь дальше из поколения в поколение.
Вариант 4.
Выяснение возможных причин, которые могли привести к сложившейся ситуации - самый правильный вариант реакции.
Необходимо поговорить с ребенком и попытаться выяснить, в чем причина такого поведения. Возможно, он поссорился с другом, влюбился, обиделся на учителя, испугался чего-либо.
Существует вероятность и того, что у ребенка проблемы со здоровьем. Возможно, он не может сосредоточиться, сконцентрироваться, жалуется на головную боль, днем его беспокоит сонливость, а ночью он плохо спит? В этом случае не стоит ограничиваться психологической помощью, а обратиться к докторам.
Возможная причина двоек - родовая травма.
Врач-невролог обследует ребенка, направит его на специфические исследования: РЭГ, ЭЭГ, рентген шейного отдела позвоночника.
Довольно часто выясняется, что причиной снижения памяти, рассеянности, повышенной утомляемости и головных болей является несостоятельность сосудов питающих головной мозг, в большинстве случаев обусловленная родовой травмой.
Возможно, при родах произошло смещение одного из шейных позвонков, который либо сам слегка пережал проходящий рядом сосуд, либо мог вызвать болевой спазм мышц. Спазмированные мышцы, в свою очередь, пережимают сосуды, питающие головной мозг. Таким образом, нарушается кровоснабжение мозга за счет нарушения работы вен и артерий.
Существуют признаки, наличие которых позволяет с уверенностью говорить о перенесенной родовой травме:
недоношенность;
крупный плод (больше 4 кг);
угроза прерывания беременности;
стремительные роды (меньше 3 часов);
длительные роды (больше 18 часов);
слабость родовой деятельности;
наложение щипцов или вакуумэкстрактора;
ягодичное предлежание;
кесарево сечение;
обвитие пуповиной;
выдавливание.
В случае родовой травмы сразу после рождения могут проявляться такие признаки, как обильные срыгивания, периоды безутешного плача, асимметричное положение головы и тела (ребенок всегда поворачивает голову в одну и ту же сторону), выбухание родничка, опора «на цыпочки» и др.
Такому ребенку с определенной периодичностью назначаются медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Обычно постепенно всё нормализуется, и примерно в полтора – два года ребенка снимают с неврологического учета.
И все, казалось бы, хорошо - веселый, смышленый малыш ходит в садик, радует родителей своими успехами.
Но в определенный момент «неожиданно» начинаются проблемы в виде тех самых головных болей, трудностей в обучении, нарушений сна.
Что же происходит?
Дело в том, что родовая травма была в стадии компенсации (временного благополучия) за счет собственных сил организма и проводимого лечения. А теперь, при повышении психических и физических нагрузок (начало учебы, гормональные изменения в подростковом возрасте и др.), произошел срыв компенсации.
Примечательно, что такие состояния, как близорукость, синдром вегетососудистой дистонии, психоэмоциональные расстройства, также относятся к отдаленным последствиям родовой травмы.
Для того чтобы снизить риск возникновения отдаленных последствий родовой травмы или уменьшить их проявления, необходимо поддержать сосудистый тонус вен и артерий, осуществляющих питание головного мозга, а также снять спазм с мышц, особенно воротниковой зоны и верхнего плечевого пояса. Это делается при помощи курсов массажа, медикаментозного лечения, физиотерапии и фитотерапии.
А теперь вернемся к началу статьи и попробуем еще раз проанализировать типы родительской реакции уже с неврологической точки зрения.
Совершенно очевидно, что подзатыльники только ухудшат ситуацию, ведь у ребёнка, очевидно нарушено мозговое кровообращение, и застой в вертебро-базиллярном бассейне только усугубится при таком воздействии. Это то же самое, что человеку, у которого болит нога, «из лучших побуждений» ударить по ней.
Домашний арест тоже не улучшит состояние ребенка. Мозговой ткани и так не хватает кислорода, а ребенок вынужден сидеть в душном помещении и испытывать еще большую гипоксию.
Лучшим решением все же будет активная помощь ребенку.
Возможно, вся его раздражительность и неусидчивость связана именно с неврологическим статусом. Спросите его о головных болях и чувстве дискомфорта в шее. Частое зевание на уроках может оказаться не просто признаком скуки, а симптомом нарушения мозгового кровообращения и гипоксии.
Как это ни банально звучит, но очень существенной может оказаться организация режима дня:стоит только правильно организовать его, как всё может решиться "чудесным образом". Стоит выделить специальное время на учебу, отдых, прогулки (с упором на отдых и прогулки, а не на бесконечное «гипнотизирование» учебников и тетрадок).
Не перегружайте ребёнка, ему совсем ни к чему посещать несколько студий, секций и кружков одновременно. Разрушительно действует погоня за «суперобразованием», когда ребёнка загружают до такой степени, что ему уже просто не хватает ни времени, ни сил на обычную детскую жизнь, то есть, на счастье.
И, конечно, лучше всего помогает комплексный подход, когда врачи, психологи и родители помогают ребёнку сообща, работая на общую цель, а не пытаются доказать, кто умнее и кто главнее. В комплексном подходе поможет фитотерапия, массаж, психотерапия ребёнка и его семьи.
Спасибо за статью! У меня сын 8 лет, сейчас пошел во второй класс, он очень рассеян, не внимателен, ну в общем все признаки гипоксии, мы с мужем давили на него, ругая его невнимательность... Прочитав эту статью я поняла в чем проблемам, он родился с диагнозом криво шей, т.к развивался не правильно (ягодичное предлежание) .
Сегодня же поеду с ним в поликлинику. Будем терпеливее теперь.
Сегодня же поеду с ним в поликлинику. Будем терпеливее теперь.