Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был развит, активен и весел. Методик развития очень много, ниже попробуем разобраться, в чем их сходство и различие, и в чем суть самых популярных методик.
Методика Зайцева
Начнем с одной из самых популярных методик, по ней занимаются с детьми во многих садиках. Специалисты выделяют несколько «секретов» данной методики.
ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ. Доказано, что даже мгновенный, самый крошечный результат рождается у ребенка только тогда, когда он испытывает эмоциональный комфорт, вдохновение. О том, чтобы эмоциональный «подъем» не покидал малыша, необходимо позаботиться специально.
Достичь его помогут ТРИ основных «фактора» - слагаемых успеха:
- организация приятной атмосферы занятия;
- организация учебной среды – размещение пособий;
- ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.
ВТОРОЙ СЕКРЕТ. Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Теперь склад снова вернулся к нам. И в этом – заслуга Н. А. Зайцева.
ЭТО ВАЖНО! Склад — это:
- слияние согласной с гласной, иначе говоря, «слог слияния», например: МА, ПА, РИ, ЩУ, ЖИ;
- отдельно гласная в качестве слога: А-ня, О-сы, Я-ма;
- отдельно согласная (в закрытом слоге): коТ-лета, паро-хоД;
- согласная с твердым или мягким знаком: РЬ, БЪ, МЬ.
Когда говорим ребенку: «Читай по слогам», как-то забываем, что русский слог может содержать от одной до десяти букв. Вот примеры этому: 1) а, у; 2) он, вы; 3) рак, сад, кто; 4) аист, гриб, сплю; 5) празд-ник, встре-ча; 6) власть, Кремль, взгляд; 7) всплеск и т.д. До сих пор продолжаются споры о том, как делить слова, как их переносить на письме: ЛО-ЖКА или ЛОЖ-КА, КА-СТРЮЛЯ, КАС-ТРЮЛЯ или КАСТ-РЮЛЯ? Границу между слогами определить довольно сложно, а вот между складами легко: ЛО-Ж-КА; КА-С-Т-РЮ-ЛЯ. И всем становится понятно, что переносить можно в любом месте «стыковки» складов.
Николай Александрович учитывает то, что в русской речи присутствуют два тона: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) научится произносить ребенок твердые звуки и чем мягче (с меньшим объемом резонатора) — мягкие, тем четче будет его артикуляция, а значит, отчетливой и понятной станет речь. ЭТО ВАЖНО! «Отработать» произнесение гласных звуков малышу помогут «образные» подсказки в виде клубнички и землянички, нарисованные на гранях кубиков с гласными буквами. Представляя у себя во рту на язычке то большую ягодку, то маленькую, ребенок старается открыть ротик так, как требуется для произнесения звука. Чем больше малыш исполняет «песенки» с гласными и согласными звуками, тем интенсивнее происходит тренировка артикуляционного аппарата.
Склады помещены на грани кубиков двенадцати видов и в настенные таблицы двух видов:
- в «Таблице № 1» склады соотнесены по звонкости-глухости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / П-ПА-ПО-ПУ-ПЭ);
- в «Таблице № 2» - по твердости-мягкости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БЕ).
ЭТО ВАЖНО! Благодаря кубикам и таблицам ребенок видит склады мобильно, как бы с разных сторон, что предельно облегчает ему их запоминание, узнавание и воспроизведение.
ЭТО ВАЖНО! Малыши двух-трех лет овладевают навыками чтения и письма по «Кубикам Зайцева» в различных видах деятельности в среднем через восемь-девять месяцев домашних занятий (при условии проведения занятий 3–4 раза в день по 5–10 минут), а то и раньше.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа.
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное. Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом. Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения.
ТРЕТИЙ СЕКРЕТ. Состоит из нескольких пунктов.
Письмочтение - последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.ЭТО ВАЖНО! В системе Н. А. Зайцева письмо - это деятельность по превращению (переводу) звуков в символы (буквы, склады), а чтение — деятельность по превращению (переводу) символов (букв, складов) в звуки. С помощью кубиков, таблиц и пособия «240 картинок» можно организовать более десятка упражнений по письмочтению!
Поиск – основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов.
Озвучивание или пропевание складов - ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени.
ЭТО ВАЖНО! Пропевание - прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
Классификация - это распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребенок. Вот возможные варианты группировки кубиков: по размеру, по цвету, по цвету и звучанию, по размеру и цвету, и звучанию, по гласным буквам, по согласным буквам.
Данная методика зарекомендовала себя как очень действенная. Для родителей она несложная, а детям интересная. Нужно только один раз разобраться в ней как следует и результат не заставит себя долго ждать.
Система Марии Монтессори
На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла
системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори. В основном методика охватывает возраст от 3 до 6 лет.
Мария Монтессори (31.08.1870-06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности. Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Система основана на следующих положениях:
- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
- Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
- Дети принимают самостоятельные решения.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
- Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.
Методика Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал
универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Методика Кюизенера:
плюсы
- Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
- Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
- Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Другие примеры заданий на начальном этапе:
- Разложите палочки по длине и цвету.
- Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
- Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
- Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
- С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
- Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
- Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
- На сколько одна палочка длиннее другой?
- Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Логические блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе
знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
- Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
- Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
- Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Система Никитиных
Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России.
Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.
Основная идея методики Никитиных -
НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.
Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).
Сами Никитины выделяют
три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:
- Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
- Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
- В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»
Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах. Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет. Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.
Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:
- Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей
- Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
- Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
- Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
- Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
- Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
- Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Принципы методики:
- Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
- Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.
- В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
- Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
- Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
- Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
Методика Глена Домана
Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики:
в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.
В ходе кропотливой работы была разработана уникальная методика, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу: начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Всё остальное время дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.
Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.
В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о лечении детей с повреждениями мозга и подробными результатами их реабилитации. Впоследствии Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов.
Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал программу, учитывающую интересы и потребности именно здоровых детей. Результат превзошел все ожидания.
Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами, и вместе с тем были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.
Основные тезисы программы:
- Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.
Основные принципы и правила обучения ребенка:
- Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
- Радуйтесь успехам малыша и хвалите малыша.
- Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
- Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
- Создавайте подходящую обстановку для обучения.
- Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
- Чаще вводите новый материал.
- Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
- Не проверяйте знания своего ребенка.
- Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
- Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.
Методика Сесиль Лупан
Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о
естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Сесиль Лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. Сесиль опробовала методику Глена Домана на своих детях, но у нее не все получилось. Она отошла от жестких принципов Домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними Сесиль Лупан описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»». Во Франции Сесиль Лупан основала общество с таким же названием. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.
Принципы методики:
- самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
- обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- не надо проверять своего ребенка;
- любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, Лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.
Лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори). И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. Т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д Основной принцип методики Сесиль Лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает Лупан.
И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.
В книге Сесиль Лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто
жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Основные принципы организации детских садов и школ:
- Дети - дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп - до 20 человек.
- Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.
- Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева
- Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным
- Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений
- Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности.
- Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно.
- Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
- Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
- Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
- Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
Развивающие игры Воскобовича
Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.Самые известные из них – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. В таких играх дети через практику постигают теорию. Так же автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр, например, «Волшебная восьмерка» и букв («Конструктор букв»); обучению чтению, например, по универсальному пособию «Складушки». Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер – физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева. Но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». «Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович. Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
- Игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность. Играя только с одной игры, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Методика Чаплыгина
Динамические кубики Чаплыгина позволяют
легко и быстро учить детей старше трех лет читать. В основе методики лежит принцип обучения чтению по складам, рекомендованный еще Львом Толстым. За свою уникальность и пользу для развития детей дошкольного возраста кубики Чаплыгина получили Золотую медаль на 18-й международной специализированной выставке "Игрушки и игры" (г. Москва).
Евгений Васильевич Чаплыгин – педагог, отец троих детей, живет в городе Старый Оскол Белгородской области. Евгений Васильевич Чаплыгин является автором–разработчиком кубиков «Читаю легко».
Комплект кубиков не занимает много места (в отличие от кубиков Зайцева) и продается в компактной картонной коробке. Пособие состоит из 20 элементов: 10 кубиков (на каждой стороне кубика буква – всего 4 буквы на одном кубике) и 10 блоков, состоящих из двух подвижно закрепленных кубиков (кубики закреплены на специальных деревянных платформах и могут вращаться вокруг своей оси – всего 8 букв на каждом блоке и возможность составить 32 слога-склада). Кубики выполнены их дерева, на них специальной нетоксичной краской пропечатаны буквы. Согласные звуки обозначены черным цветом, гласные – красным. К кубикам прилагается «Книжка-шпаргалка» с описанием занятий и подсказками.
В основе этой методики лежит принцип естественного обучения. Во время занятий с кубиками у малыша задействованы сразу все каналы восприятия: ребёнок видит кубики, крутит их, составляет, слышит и произносит написанное слово, сравнивает, размышляет, делает выводы, запоминает. При таком подходе информация и навык чтения усваиваются лучше.
Особенности кубиков Чаплыгина:
- Обучение чтению происходит в игровой и увлекательной форме.
- Ребенку не нужно заучивать буквы, он быстро понимает, как получаются слоги и склады и легко запоминает их в ходе игры.
- Малыш за короткий срок осваивает принцип чтения, а своё первое слово он сможет составить и прочитать уже на первом занятии.
- Буквы на кубиках и блоках подобраны не случайно. Из двух блоков можно собрать 20 слов, а из трёх – 500. Используя много кубиков и блоков, можно составлять сложные слова, длинные предложения и даже тексты.
- Комплект полностью готов к работе.
- Рекомендованный возраст детей для начала занятий – 3 года и старше, так как к этому времени дети уже имеют достаточный словарный запас и легко видят взаимосвязь между сказанным и написанным словом.
- Во время занятий с кубиками у ребенка формируется орфографическая грамотность.
Методика очень проста. Сначала познакомьте малыша с кубиками – дайте их потрогать, покрутить, понюхать. После этого покажите на первом блоке кубиков сочетание букв "МА" и скажите: «Это – "МА"». Дайте ему второй блок - на нём тоже есть слог "МА" и попросите малыша: «Покрути кубики, найди такие же буквы, чтобы получилось "МА"». Потом покажите, как приставить первый блок ко второму: «"МА - МА". Получилось - "МАМА"». Дальше можно поиграть: превратить "МАМА" в "ПАПА" (прокрутить кубики), из "МАМА" получить "МАША", а из "МАША" – "КАША" и т.д. В «Книжке-шпаргалке» подробно описаны занятия с кубиками Чаплыгина. Большинство из них построены по одному и тому же принципу, что заметно упрощает процесс обучения чтению.
Методика Ибука
Масару Ибука — японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).
«Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», - считал Масару Ибука. «Основная цель этой теории, - пишет Ибука, - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста;
главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт».
Новаторские тезисы Масару Ибука:
- Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.
- Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети - такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.
- Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
- У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно", а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.
- Не надо бояться "перекормить" или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию
- Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.
- В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.
- Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое "хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда - плохо
- Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его "Я", остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.
- Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.
- Интерес - это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь есть дна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.
- Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.
- Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно,в дружелюбном тоне.
- Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.
- Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.
- Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.
- Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой,придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина
- Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Это практически создает вакуум вокруг ребенка и препятствует развитию его тактильных ощущений.
- Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности,заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.
- Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько,сколько может.
- Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.
- Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Уверенность в себе и твердость характера - очень важны для воспитания ребенка.
- Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.
- Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка - это материнская любовь и тактильное общение с ней.
Методика Тюленева
Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).
МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах "Читать раньше, чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить" и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.
ВАЖНОЕ: печатание на машинке, показ карточек с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д.. Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.
Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, -
"вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:
- освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,
- окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;
- окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...
Основные разработки:
- Методы перинатального интеллектуального развития ребенка ( от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев).
- Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка.
- Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет.
Основные принципы системы П.В. Тюленева
Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком
Способ 1
"Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.
Способ 2
"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.
Способ 3
"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.
Краткое изложение рекомендаций системы МИРР:
- Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.
- Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.
Обязательные компоненты методики:
- Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.
- Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».
- Правила развивающего общения с ребенком.
- Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.
- Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.
Рекомендации:
- Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.
- Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.
- Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.
- Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.
- После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.
- Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.
- Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.
- Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.
- В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.
- Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.
В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте.
Все, что мешает ребенку, - должно быть исключено:
- Категорически запрещается просмотр по телевизору рекламы и передач, пробуждающих у ребенка сильные эмоции, по крайней мере, часов до 15-ти - 16-ти
- Категорически запрещено включать музыку до обеда
- Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити Сузуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов. Синити считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком. Сузуки прославился тем, что его, всего лишь трех-четырехлетние, воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Сузуки изложил в книге «Взращенные с любовью». В ней он доказывает, что
каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Сузуки пользуются десятки тысяч людей.
Принципы методики Сузуки:
- Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек - дитя своего окружения.
- В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства.
- Совместное совершенствование - залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов.
- Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости.
- Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости
- Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры.
- Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки.
- Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух.
- Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности.
- Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов - воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности.
- Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге.
- Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития.
Игра на скрипке — это, прежде всего, игра
Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности – это идеальное время, чтобы развить музыкальность. Как же происходило обучение 3-4-хлетних детей игре на скрипке? Занятия должны быть основаны на добровольном желании ребенка. В первую очередь Сузуки учил играть на скрипке родителей, а ребенок только наблюдал и запоминал мелодию. Дома маме так же рекомендовалось повторять музыкальные упражнения. Таким образом, ребенок видел, как это интересно и увлекательно, и произносил магические слова: «Я тоже хочу». В следующий раз ребенок с особым трепетом приходил на свой первый урок.
Если же родители подходят к обучению ребенка игре на скрипке, как к его обязанности, а не игре, то вскоре он теряет интерес к занятиям.
Ребенок должен иметь возможность слушать записи скрипичных пьес и играть со скрипкой, как с игрушкой. Мама же, время от времени в непринужденной форме показывает своему ребенку, как правильно держать скрипку и смычок.
Профессиональному музыканту требуется три вещи:
- тонкое музыкальное чутье;
- высокое исполнительское мастерство;
- хороший характер.
Синити Сузуки считал, что
четырех-пятилетние дети обладают следующими особенностями, и хотел бы быть похожим на них:
- они не допускают даже мысли о том, чтобы предать себя;
- они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них;
- они умеют только любить и еще ничего не знают о ненависти;
- они любят справедливость и досконально выполняют все правила;
- они радуются жизни, и вся их жизнь наполнена радостью;
- они не знают страха и живут с ощущением безопасности.
______________________________________________________________________________
Мы кратко познакомились с одними из самых популярных методик развития. На самом деле их, конечно, намного больше. Многие из них в основе содержат близкие взгляды на воспитание детей. Какая больше подходит вашему ребенку, можете решить только вы сами. Но не забывайте, что ребенку в первую очередь нужна любовь и понимание, тогда он будет расти счастливым и развитым.