Эта система обследования, ориентированная на выявление способностей с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Ниже описана стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии, широко применяется в США.
Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и родителями.
Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
интересуется самыми разными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы;
сам докапывается до причин неисправности механизмов, аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
может (или пытается) чинить испорченные приборы, механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной, возможно даже взрослой технической литературой.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда устремляется туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте
Артистический талант
часто выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением что-то рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, любит присутствие взрослых;
лёгко передразнивает чьи-то позы, выражение и т. п.
пластичен и открыт новому;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
У ребёнка способности к научной работе, когда он:
обладает ярко выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет чётко выразить словами чужую и собственные мысли или наблюдения;
любит читать или смотреть детскую техническую литературу, опережая в этом своих сверстников;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий
с удовольствием проводит время за созданием собственных конструкций, схем, коллекций и др.
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его проект или изобретение не поддержаны.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
лёгко схватывает новый учебный материал;
задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги по своей собственной «программе»;
обгоняет сверстников по учёбе, но может не быть отличником;
лучше сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (политика, наука и т. д.);
обладает здравым смыслом, рассудителен;
очень восприимчив, наблюдателен, реагирует на всё новое;
Спортивные способности ребёнка:
очень энергичен, всё время хочет двигаться
смел до безрассудности, не боится синяков и шишек;
почти всегда берёт верх в «потасовках», выигрывает в спортивных играх;
ловко управляется со спортивным инвентарём;
лучше многих сверстников развит физически и координирован в движениях;
предпочитает спокойным развлечениям даже бесцельную беготню;
кажется, что он никогда не устаёт;
у него есть свой герой-спортсмен
У ребёнка литературное дарование, когд он:
рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать;
выбирает в своих рассказах слова, которые передают эмоциональное состояние героев;
изображает персонажей своих фантазий эмоциональными, очеловеченными и т. п.;
любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни
Художественные способности ребёнка:
не находя слов прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои эмоции
в своих рисунках отображает всё разнообразие предметов и людей;
серьёзно относится к произведениям искусства;
охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует краски и материалы;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение – украшение для дома, одежды и т. д.
высказывает своё мнение о классических произведениях.
Оценка результатов
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выявить к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.
В подготовке статьи использованы материалы книги Н. Преображенской «Ваши творческие способности» Издательство «У-Фактория» 2004 г.