Одаренными называются дети, которые имеют определённый потенциал к высоким достижениям в интеллектуальной, творческой, лидерской, исполнительской и психомоторной сферах.
Вопросом одаренности занимаются отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они пытаются ответить на такие вопросы:
- что такое одаренность;
- как обучать одаренных детей;
- требует ли такое обучение особых знаний и подходов.
Специалисты сошлись во мнении, что с талантливыми детками должны заниматься высококвалифицированные педагоги. Подготовка таких специалистов включает в себя несколько аспектов:
- Педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию и смотреть на ситуацию как бы со стороны, а не из позиции «старший всегда прав». Также необходимо воспринимать ученика как цельную личность с набором индивидуальных качеств и особенностей.
- Преподаватели должны владеть знаниями не только в своей узкой специализации, но и уметь разбираться в психологии учащихся, т.е. развиваться комплексно.
- Необходимо вводить систему регулярных тренингов и консультаций, на которых ученики могли бы свободно общаться со своими учителями.
- Создание возможностей для профессионального роста преподавателей.
- Гуманизация процесса обучения и создание доброжелательной атмосферы.
Из этого следует, что для работы с талантливыми детьми необходимо, чтобы преподаватели имели определенную базу, благодаря которой они смогут найти правильный подход к каждому ребёнку и помочь ему обрести себя. Подготовка таких профессионалов требует времени и больших финансовых затрат.
Основные принципы обучения одаренных детей
- Развивающее и воспитывающее характер обучение.
Ученик должен не только усваивать весь спектр знаний, но и развиваться как личность, воспитывать в себе моральные и духовные устои.
- Индивидуализация и дифференциация обучения.
Все дети имеют свои особенности характера, но у одаренных они выражены ещё более ярко. Поэтому очень важно учитывать индивидуальные качества каждого ученика, чтобы он мог по максимуму реализовать свой потенциал.
- Учёт возрастных возможностей.
На каждом отрезке времени ученика необходимо равномерно загружать работой. При этом очень важно учитывать его возможности и соизмерять их с возрастом. Ведь слишком большой объём знаний, с которым ребёнок не сможет справиться, может привести к тому, что он потеряет интерес к учёбе и наступит апатия.
Не стоит забывать, что главнейшей целью обучение является полное раскрытие заложенных в ребёнке способностей. Ведь именно одаренные дети будут «строить» будущее общества и руководить его развитием. На них также будет возложена обязанность решения насущных проблем общества. Исход таких решений будет определяющим для многих последующих поколений.
Цели обучения
К общим целям обучения одаренных детей можно отнести:
- Развитие в ребёнке духовного начала. От этого во многом зависит, как в будущем он будет применять свои особые умения и таланты.
- Создание таких условий, в которых ученик сможет развиваться как творческая личность.
- Развитие в ребёнке сознания своей индивидуальности, а также желания и умения её проявлять в окружающем мире с пользой для всего общества.
- Создание такой картины обучения, которая охватывала бы все сферы жизни и давала ребёнку понимание системы целостного мироздания, а также возможность ориентироваться в различных сферах знания.
Содержание обучения
Работа с одаренными детьми предполагает не только особые методы и принципы обучения, которые существенно отличаются от обычных, но также и специализированную программу обучения. Для разработки такой программы обучения используют 4 основных подхода:
1. Ускорение
Этот подход необходимо использовать осторожно. Перед его использованием необходимо точно знать, что ребёнок действительно склонен к быстрому восприятию и запоминанию получаемой информации и вследствие этого может обучаться быстрее других, но таком же качественном уровне.
2. Углубление
Такой подход применяется в случае, если учащийся проявляет особые способности к определенной области знаний. Тогда желательно дать ему возможность углубиться в эту сферу и добиться в ней успехов. Но этот подход имеет ряд недостатков: только небольшое количество детей проявляет интерес именно к одной ветке знаний в раннем возрасте; направляя ребёнка только в одном направление можно нарушить процесс его общего развития; программы углубления могут приводить к перегрузкам, что влечёт за собой истощение ученика.
3. Обогащение
Данный подход предполагает изучение предметов, которые выходят за рамки обычного курса и формирование понимания глубинной взаимосвязи всех научных дисциплин.
4. Проблематизация
Этот подход заключается в том, чтобы учащийся находил новые альтернативные решения, которые будут оригинальны и нетипичны.
Стоит отметить, что именно два последних подхода считаются наиболее эффективными и полезными для учащихся.
Для обучения одаренных детей применяют методы творческого типа, которые дают большое пространство для самовыражения ребёнка.
Такими методами являются:
- эвристические;
- поисковые;
- проблемные.
Не забывайте, что занимаясь обучением детей, имеющих высокий потенциал и хорошие способности, необходимо также вырабатывать в них и человеческие качества, такие как: дружелюбие, взаимопомощь и здоровая конкуренция и подавать собственный достойный пример.