Отношение общества и медицинской науки к пеленанию в течение многих десятилетий оставалось более или менее стабильным.
– Надо ли пеленать?
– Надо!
– А как пеленать?
– Выровнять ручки, выровнять ножки, а все остальное скрутить, обмотать потуже и зафиксировать, чтоб не дергался.
– А зачем потуже?
– Чтоб ножки были ровненькие, чтоб знал, кто в доме хозяин…
Постепенно взгляды поменялись. Многочисленные исследования выявили совершенно удивительный факт – оказывается, кривая нога не становится ровной, как ее туго ни обматывай. Оказывается, ровность ног вообще к технике пеленания никакого отношения не имеет. Оказывается, туго запеленатому дитю тяжелее дышать. Более того, мудрые доктора пришли к выводу, что не надо насиловать младенца! Ибо если все без исключения дети стремятся занять определенную позу – поджать ножки, согнуть ручки, – то, по-видимому, именно эта поза является для ребенка наиболее физиологичной, т. е. удобной и естественной.
И на основании столь простого и столь логичного вывода тугое пеленание было подвергнуто нещадной критике и кануло в лету под давлением прогрессивной медицинской и родительской общественности. На смену пеленанию тугому пришло пеленание свободное – как символ демократии и уважения к правам человека.
Ребенок, запеленатый свободно, имеет возможность двигать конечностями и принимать положение, удобное именно для него. Казалось бы, достигнут консенсус. Свободное пеленание – оптимально, удобно, традиционно, удовлетворяет потребности и детей, и родителей. Да, некоторых бабушек такое пеленание не устраивает, главным образом по причинам эстетическим. Ну разве можно сравнить удивительный по красоте, изящный, правильный и ровненький валик, получающийся при тугом пеленании, и неаккуратное, дрыгающееся, мешкообразное образование, созданное посредством свободного пеленания?
Но с бабушками договориться можно. Нет, в конце концов, человека, которого нельзя убедить посредством рассуждений о свободе и правах.
И все было бы хорошо, как вдруг… Вдруг в десятках стран в сотнях средств массовой информации появились многочисленные сообщения о том, что пеленание, оказывается, в принципе очень вредно. И даже свободное пеленание – это не свобода никакая, а всего лишь свобода перемещаться в замкнутом пространстве (аналогия со свободой перемещения по территории тюрьмы). Более того, появились тысячи особых специалистов – детских психологов, аргументированно доказывающих, что пеленая детей, мы, оказывается, с рождения ограничиваем восприятие мира, нарушаем формирование осязательной функции, препятствуем гармоничному развитию человеческой личности, тормозим индивидуальность и вообще: воспитание личности, достойной жить в XXI веке, и использование пеленок – понятия несовместимые.
Миллионы родительских пар пребывают в унынии и растерянности. Бедные наши детки… По нашему преступному родительскому неведению будут они, прошедшие сквозь адовы муки пеленок, теперь отсталыми, негармоничными, недоразвитыми, безынициативными. А эти хитрюги, что в ползунках и распашонках с рождения, будут теперь нашими командовать и помыкать ими всячески.
Но что же делать? Как исправить? Понятно, что родить следующего и о пеленках забыть – самое мудрое решение, но ведь и этого, отсталого-негармоничного, жалко.
Сказать по правде, кого действительно жалко – так это бедных родителей. Создается впечатление, что родительский инстинкт способен оказывать подавляющее влияние на элементарный здравый смысл.
Обратите внимание:
Формирование полноценной и гармонично развитой человеческой личности действительно определяется множеством факторов: индивидуальными, генетически обусловленными особенностями темперамента, общим состоянием здоровья вообще и лечением конкретных болезней в частности, системой педагогического и религиозного воспитания, страной обитания. Особую и, пожалуй, наиболее важную роль играет психологический климат в семье, сформированная система ценностей, с учетом количества детей, наличия обоих родителей и их контактов друг с другом, с детьми, с собственными родителями. Все упомянутые факторы очень важны и их влияние на формирование ребенка доказано безоговорочно. В то же время не существует ни одного полноценного, подлинно научного исследования, доказывающего связь пеленания и проблем развития личности.
Таким образом, научной и логичной мотивации отказа от пеленания не существует, и на этом основании можно сформулировать главное правило:
пеленать или не пеленать ребенка – личное дело его родителей, определяющееся их желаниями, возможностями, образом жизни.
В антипеленочной пропаганде, по крайней мере, в нашей стране, отчетливо прослеживаются экономические мотивы. Красивые штанишки, распашонки, ползунки, костюмчики, комбинезончики – это дорогой и, как правило, заморский товар. И стоит такая распашоночка как пять пеленок. Не в этом ли суть "пеленочной вредности"?
Родители, тем не менее, должны отдавать себе отчет в том, что отказ от пеленок удобен по многим параметрам. Отметим некоторые из них:
Но!! Все вышеперечисленное – непринципиально. И если от старшего ребенка в доме осталось два десятка пеленок, то вовсе не обязательно тратиться на распашонки только потому, что в интервале между беременностями вы познакомились с достижениями передовой психологической мысли.
Повторяю: это ваше личное дело – пеленать или не пеленать. Никто – ни девочка-консультант в магазине детской одежды, ни врач, ни психолог – никто не примет решения за вас. Только не думайте, что это решение и в самом деле способно серьезно повлиять на здоровье вашего дитя. Хотите – пеленайте, не хотите – не пеленайте. Только не нервничайте.
Источник:
Спешите в цирк на новое представление!