Психологи, специалисты по эмоциональному интеллекту утверждают, что медитация — одна из действенных методик улучшения эмоционального самоконтроля, понижения тревожности у детей. Более того, практика медитации активно вводится в школах США, Великобритании и других стран. Выясняем, что дает медитация детям и как она развивает эмоции и мышление.
Одним из пилотных проектов внедрения медитации стала программа «Тихий час», которую ввели в 2007 году в средней школе Visitacion Valley, расположенной в одном из неблагополучных районов Сан-Франциско. Проблемами учеников этого учебного заведения было насилие в разных формах, включая драки, которые случались каждый день. Руководство школы приняло решение внедрить такую необычную практику из опасений, что может случиться ситуация, подобная стрельбе и убийствам в школе «Колумбайн». Поэтому детей обучили приемам глубокого дыхания и медитации, и во время тихого часа им предлагали на выбор поспать, почитать книжку или медитировать — и 90% детей выбрали медитацию, и делают это по 15 минут два раза в день.
Что это дает
За эти годы школа Visitacion Valley показывает такие результаты, благодаря которым заведующий образованием города Карлос Гарсия назвал «Тихий час» лучшим нововведением за последние годы. Так, успехи учеников по английскому языку повысились на 36,8%, по математике — на 40,7%, они перестали пропускать уроки — показатель снизился с 28% до 4% по сравнению с другими школами. Также психологические тесты показывают, что у учеников значительно снизился уровень тревожности, депрессии, гнева и усталости.
Если говорить об учителях, то практика медитации значительно улучшила их эмоциональный интеллект — самоосознание, самоконтроль и способность противостоять стрессу, более того, уровень «текучки кадров» в школе Visitacion Valley упал с самого высокого до самого низкого в городе.
Кто против
Практика медитаций в школах разных стран распространяется, но у этого нововведения довольно много противников. Это люди, которые считают, что медитация — религиозный обряд, заставляющий детей менять свои убеждения и конфессию. По этим причинам в 2012 году из-за заявлений родителей был отменен эксперимент в Огайо, хотя он показывал отличные результаты. Однако конгрессмен Тим Райан, защитник медитации, говорит: «Эта базовая техника используется офицерами полиции, ВВС, спортсменами. Вам не нужно менять ни одно из ваших убеждений, вы не должны присоединяться к какой-то церкви, чтобы практиковать медитацию. Знаете, я все еще католик».
Родители, практикующие медитацию, поделились своим видением темы.
Ольга Яценко (Ада Самарка), писатель, сценарист, блогер, йог-практик, мама четверых детей:
«Медитация — понятие широкое. Скажем, для кого-то «медитация» — это когда сидишь в ванне со свечками и закрываешь глаза. Для кого-то — когда в особенном месте слушаешь особенную музыку и представляешь космос внутри себя и вокруг себя тоже. В традициях Дзэн и Дзогчен медитацию правильнее называть «созерцанием» и это именно то состояние, которое правильнее всего характеризует, собственно, процесс. Безэмоциональное, беспристрастное, «такое как есть» созерцание с осознаванием сути вещей, происходящих вокруг. Как правило, вокруг ничего не происходит — медитирующий сидит в тихой комнате и смотрит в пол перед собой. Но тем проще осознать то, что происходит в его жизни в общем, «здесь и сейчас». Проще осознать того, кто смотрит внутри каждого из нас.
Описать это словами трудно. А уж тем более объяснить ребенку. С одной стороны, «сядь тихо и подумай… а лучше просто сядь тихо и вообще не думай» для ребенка будет звучать как наказание. С другой, практика, несомненно, полезная. Для активных, эмоциональных, трудно управляемых детей это может быть даже своеобразной терапией — осознанные длинные вдохи и выдохи с паузами и максимальной концентрацией на происходящем. Но преподавать детям медитацию невозможно в том виде, в каком это дается взрослым. Ребенок сам по себе «чист», наивен и местами видит вещи «так, как есть», ведь родительские, школьные, общественные шаблоны хоть и въедаются намертво в детское сознание (все проблемы родом из детства, вы помните?), но остается еще некоторое пространство этого свежего, незамутненного, хоть и наивного и неопытного ума. Потому некоторые детские вопросы бывают такими острыми и философскими.
Взрослые садятся медитировать, чтобы сохранить энергию, интуитивно прийти к такому образу жизни и мыслей, тратить поменьше себя — своих эмоций и сил. У детей же, наоборот, переизбыток энергии, ее нужно выплескивать, а не накапливать. Я бы посоветовала медитацию для детей давать в форме игры. Игры на тихую внимательность. Идеально для этого подойдет практика йоги, где правило — тишина. Или прогулка в лесу — где нужно пройти столько-то минут, не проронив ни слова и внимательно отмечая все, что происходит внутри, но не проговаривая про себя, не называя это. Игра в какое-то действие, и при этом «безмыслие» — кто дольше смог не думать, концентрируясь на чем-то. Все эти игры отвлекут ребенка от его переживаний, если они есть, настроят на «здесь и сейчас».
Мы с детьми делаем короткие паузы, буквально на две минуты, чтобы посидеть тихо после тренировок, этого для них пока достаточно. А вот родителям нужно медитировать обязательно. Потому что родители, которые действуют более точно, — это очень важно для ребенка».
Олег Деревянко, общественный и культурный деятель, основатель Института Самореализации, автор социальной инициативы School Angels, папа троих детей:
«Любая сконцентрированная деятельность – первый уровень медитации, даже когда вы моете посуду или занимаетесь на беговой дорожке. Но нужно действительно сконцентрироваться на том, что вы делаете, наблюдать за этим и получать удовольствие. Второй уровень – молитвы, чтение мантр. Но не всякая молитва является медитацией, только та, что связана с благодарением, когда вы благодарите мир, бога или еще кого-то за то, что произошло с вами. Есть разные форматы медитации, например, концентрация на чем-то одном, мониторинг всего окружающего либо концентрация на каком-то звуке или музыке.
Далай Лама говорил: «Мир можно изменить за одно поколение, достаточно восьмилетних детей научить медитации». Когда ребенок получает возможность справляться со своими стрессами, успокаиваться, когда нужно, мотивируется, это меняет всю его жизнь и возможности. Родителям нужно учиться медитации самим и учить детей, и практиковать вместе. Я медитирую вместе с детьми, нам достаточно короткого сеанса в две минуты – мы садимся, делаем простые дыхательные упражнения и погружаемся в молчаливую медитацию».
Источник:
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия