Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Здоровье и уход / Утренняя гимнастика как профилактика простуд

Утренняя гимнастика как профилактика простуд

Известно, что дети гораздо чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями бронхов и легких. Это обусловлено многими причинами, но основные — неспособность противостоять инфекциям и особенное строение бронхолегочной системы у детей. Чтобы лучше понять цели и задачи физических упражнений в лечении и предупреждении бронхолегочных заболеваний у детей, необходимо иметь представление об особенностях строения и функции детских органов дыхания.

Органы дыхания расположены в грудной клетке и состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта, околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых cерозной оболочкой (плеврой). Грудную клетку образуют грудной отдел позвоночника с двенадцатью парами ребер и их хрящевыми продолжениями и грудина. В верхнее отверстие грудины заходят верхушки легких, через него проходят область шеи, артерии, вены, лимфатические сосуды, нервы, трахея и пищевод. Нижнее отверстие грудной клетки закрыто мощной мышцей — диафрагмой.

Межреберные промежутки заполнены межреберными мышцами. При спокойном дыхании происходит поднимание ребер кверху благодаря сокращению наружных и внутренних межреберных мышц. При усиленном или затрудненном вдохе в действие вступает ряд вспомогательных мышц. Форма грудной клетки имеет вид неправильного усеченного конуса. Изменения формы грудной клетки могут возникнуть вследствие искривления позвоночника. При искривлении позвоночника в сторону формируется сколиотическая, а при искривлении назад — кифотическая форма грудной клетки. Асимметрическая форма нередко наблюдается при заболеваниях легких и плевры.

Органы дыхания у ребенка имеют такое же строение, как и у взрослого человека, но при этом отличаются рядом особенностей.

В чем же состоят особенности строения и функции органов дыхания у детей? Нос у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узки, что предрасполагает к частым насморкам (ринитам). Слизистая оболочка носа имеет очень нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в связи с чем, даже небольшой воспалительный процесс ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов. Это затрудняет у ребенка дыхание через нос. Малыш часто дышит ртом, что приводит к проникновению инфекции и холодного воздуха непосредственно в бронхи и легкие. Не случайно многие заболевания легких у детей начинаются именно с, казалось бы «безобидного», насморка. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос.

Глотка продолжает полость носа. У ребенка первых лет жизни она относительно короткая и узкая. В ней имеется важное образование — глоточное лимфатическое кольцо. У детей раннего возраста лимфатическое кольцо развито недостаточно, что способствует развитию ангин.

Гортань ребенка расположена в передней верхней части шеи. Это очень важная часть дыхательного аппарата. Гортань у детей, по сравнению с взрослыми, относительно короткая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Слизистая оболочка гортани у детей нежная, рыхлая, богата кровеносными сосудами и нервными веточками. В стенке гортани содержится большое количество лимфоидной ткани, поэтому даже при слабо выраженном воспалительном процессе у малышей гортань суживается, что вызывает затрудненное дыхание.

Продолжением гортани являются трахея и бронхи. Просвет трахеи в раннем возрасте имеет эллипсообразную форму, а у детей постарше приближается к форме круга. Слизистая оболочка её нежная, богатая кровеносными сосудами, в ней относительно много слизистых желез. Трахея у детей мягкая, легко сдавливается и смещается. Из области шеи она входит в грудную клетку и делится на два крупных бронха. Место разделения трахеи на бронхи называется бифуркацией. У детей раннего возраста бифуркация находится на уровне 3-го, а у старших детей — на уровне 5-го грудного позвонка.

Бронхи являются самым обширным участком воздухопроводящих путей, по которым в легкие поступает атмосферный воздух, богатый кислородом, а из легких выводится отработанный воздух, бедный кислородом и богатый углекислотой. Внешне бронхи напоминают ветвистое дерево, перевернутое кроной вниз. Мельчайшие веточки — бронхиолы — заканчиваются маленькими пузырьками — альвеолами, которые составляют непосредственно легочную ткань (легкие).

В альвеолах происходит важнейший для организма жизненный процесс — обмен газов. Густая сеть мельчайших кровеносных сосудов (капилляров), оплетающая каждую альвеолу, производит непрерывное всасывание одних газов и выделение других. Углекислый газ из крови переходит в просвет альвеол и через бронхи выделяется во внешнюю среду. В то же время кислород, необходимый для жизнедеятельности организма, из атмосферы поступает в альвеолы и из альвеол — в кровь. Газообмен в легких идет очень интенсивно. Малейшее его нарушение из-за воспалительных процессов приводит к дыхательной недостаточности. Размер бронхов у малышей относительно невелик, поэтому при заболеваниях бронхитом происходит частичная закупорка просвета бронхов слизью.

Бронхи ребенка очень чувствительны к воздействию вредных факторов внешней среды. Чрезмерно холодный или горячий воздух, повышенная влажность, загазованность, дым или пыль экологически вредных предприятий, вызывает застой слизи в бронхах и способствует возникновению бронхита.

Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 2 — в 10.

Повышенное или пониженное давление в легких создается мышечным усилием. Грудная клетка со всех сторон оплетена мышцами. Самые главные из них, обеспечивающие акт дыхания, — это межреберные мышцы и диафрагма. При вдохе сокращение межреберных мышц и мышц диафрагмы приводит к расправлению легких, увеличению их объема. Давление находящегося в легких воздуха падает, становится ниже атмосферного — и легкие как бы засасывают воздух извне. Выдох осуществляется пассивнее, без особых мышечных усилий. При этом мышцы, обеспечивающие своим сокращением вдох, расслабляются. Объем грудной клетки и легких уменьшается, и воздух выжимается наружу.

Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у детей 5-6 лет — около 25, а у детей -10-15 лет — 18-20. При заболевании легких картина резко меняется: нарушаются частота и ритм дыхания, оно нередко становится тяжелым и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ребенку ценой больших усилий.

Почему так происходит? Болезнь изменяет условия дыхания: нарушаются нормальные условия прохождения воздуха по воздухоносным путям. В большинстве случаев происходит их сужение. К этому предрасполагает и само строение органов дыхания у детей. Во время насморка набухает слизистая оболочка носа. Это набухание может быть настолько сильным, что носовые ходы, и без того довольно узкие, почти полностью закрываются, а слизь, вырабатываемая слизистыми оболочками, окончательно преграждает прохождение воздуха через носовые ходы. Вследствие этого ребенок начинает дышать ртом, нарушается нормальная вентиляция легких.

Ещё тяжелее дышать малышу при сужении нижних отделов дыхательного тракта — гортани, трахеи, бронхов. В этом случае доступ воздуха в легкие резко сокращается. Ребенок жалуется на нехватку воздуха, одышку, каждый вдох дается ему с большим трудом. При заболеваниях бронхов и легких у детей возникает расстройство дыхания, нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Кроме того, болезнь резко ограничивает двигательную активность малыша. Ребенок щадит себя, старается мало двигаться. Да и сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. И это неверно. Родители должны знать, что даже во время болезни двигательная активность для ребенка необходима. Недостаток движений губительно сказывается как на общем состоянии больного малыша, так и на течении воспалительного процесса в органах дыхания, еще больше нарушая их функцию. Поэтому лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом комплексного лечения больного малыша.

ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами. В крови ребенка увеличивается содержание красных кровяных шариков (эритроцитов). ЛФК активизирует выработку биологически активных веществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно уменьшают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста
Комплекс разделен по степени сложности: комплекс I — наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II — более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

Комплекс 1
Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.
1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
2. «Часики». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.
3. «Пчелка». ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
4. «Регулировщик», ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз.
5. «Дровокол». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
6. «Согревание рук». ИП — стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
7. «Семафор». ИП — сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз (рис. 4).
8. «Кузнечик». ИП — сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
9. «Трубач». ИП — сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
10. Бег по комнате с ускорением и замедлением. Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

Комплекс 2
Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы — 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.
1. «Петушок». ИП — стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
2. «Журавль на болоте». ИП — стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
3. «Катание на лыжах». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.
4. «Пришей пуговицу». ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
5. «Вертушка». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.
6. «Цапля». ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
7. «Мельница». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5—6 раз.
8. «На турнике». ИП — стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз.
9. «Маятник». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне — выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону.
10. Прыжки. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста
Комплекс разделен по степени сложности: комплекс I — наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II — более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

Комплекс 1
Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.
1. Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.
2. ИП — стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше — ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.
3. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед.
4. ИП — стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.
5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.
6. ИП — лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.
7. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.
8. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.
9. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону — назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.
10. ИП — стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
Особые указания: голову и туловище все время держите прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

Комплекс 2
Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.
1. ИП — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.
2. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.
3. ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.
4. ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.
5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.
6. ИП — лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.
7. ИП — стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.
8. ИП—стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: ноги держите прямыми.
9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. _ Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.
10. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков.
Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.

Будьте здоровы!

Источники: http://detochka.ru
Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Утренняя гимнастика как профилактика простуд

Особенности органов дыхания малышей и комплексы упражнений

Голосуем!
Из какого вы города?
80% Кемерово
1% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Сеть клиник "ЗДОРОВЬЕ"

Предлагаем Вам консультативные приемы высококвалифицированных специалистов:
акушера-гинеколога, невропатолога, гастроэнтеролога, кардиолога, ревматолога,
кардиоаритмолога, кардиолога-гомеопата, эндокринолога, оториналаринголога, маммолога, гинеколога-эндокринолога,
подросткового гинеколога (с 15 лет), дерматовенеролога, уролога, терапевта, уролога-андролога, генетика

Подробные условия