В выходные «ящик» не выключается вообще. Папа, «соскучившийся» по телевизору, готов хоть целый день пролежать на диване с пультом в руках, переключаясь то на один, то на другой канал. Мама под телевизор готовит и убирает. И ребенок, как зомби, замирает перед экраном: в его глазах мелькают картинка за картинкой, реклама за рекламой… Почти анекдот: маленький мальчик, увидев рекламу прокладок с крылышками, недоуменно произносит: «Класс! Но куда их все-таки надо вставлять?»
Маленькие зомби
Разумеется, очень удобно, когда ребенок чем-то занят, не мешает, и мама спокойно может поболтать по телефону с подружкой час-другой. Удобно, когда малыш словно под гипнозом рекламы, покорно проглатывает весь суп или кашу. Удобно уходить из комнаты, оставляя дитя (особенно, совсем маленькое) на попечение телевизора - ведь «ящик» никакого вреда крохе не причинит. Малыш растет: научился включать телевизор («ай, молодец»), переключать каналы («ну и умница»). Ни маме, ни папе нет дела до своего чада. Ребенок предоставлен самому себе, точнее, - телевизору. Его «воспитатель» - неживое существо, постоянно извергающее поток информации, зачастую ненужной, и, как ловкий проповедник, завлекающее в свои сети. И вот малышу уже не надо общаться со сверстниками, ему не хочется читать, играть в игрушки - его манит другой, «красивый» мир по ту сторону экрана.
Легкая добыча
Детей не раздражает, что реклама часто повторяется. Один и тот же ролик они готовы смотреть многократно с неослабевающим интересом, совсем не предполагая, что реклама рассчитана на облегчение кошельков родителей (лет до двенадцати дети этого не понимают). Мамы и папы знают, как может быть настойчив малыш, если очень хочет какую-то игрушку, а реклама прямо побуждает детей выклянчивать желаемое. Причем особому риску подвергаются дети из неполных семей, из семей, где родители пропадают с утра до ночи на работе, и из тех, где дети появились, когда мамам и папам было за тридцать. Именно эти дети избалованы родительским вниманием и вынуждают старших тратить много денег (они даже решают, какой стиральный порошок купить и т. д.). Слушая рекламу, дети делают выбор за родителей. К тому же дети, которые смотрят телевизор в одиночестве, более восприимчивы к рекламе, чем те представители младшего поколения, которые делают это вместе со своими родителями. Дети привыкают к рекламе, как к любой другой передаче, и начинают любить ее.
Жертвы рекламы
Они легко узнают рекламу по ярким картинкам и знакомым звукам музыки. Мальчишки и девчонки цитируют отдельные высказывания, напевают мелодии, зачастую не придавая им никакого смысла. К тому же, многие рекламные ролики интересны и часто похожи на мультфильмы: это короткие истории с сюжетом, которые показывают сериями, в несколько эпизодов, чтобы привлечь внимание. Герои рекламы, так же как герои детских фильмов и мультфильмов, вызывают симпатию или антипатию, и дети легко узнают в них себя (как в девочке, которая не хочет есть суп, а просит у мамы сок).
Воздействие на психику
Детская душа словно губка впитывает все, происходящее вокруг, и особенно легко - то, что происходит на экране телевизора. Стоит его включить, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.
Вредные стереотипы
Детские впечатления - самые сильные. Маленький ребенок по своей природе ориентирован на восприятие стереотипов. Но реклама дает для подражания совершенно недопустимые в нравственном смысле образцы поведения - ее герои эгоистичны, сексуально-агрессивны. (Чего стоит реклама сосисок, съев которые ребенок отталкивает папу с такой силой, что тот пролетает сквозь стену!)Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Стремление быть якобы как все, делает детей марионетками в руках рекламы.Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным.
Плюсы рекламы
С другой стороны, герои телесериалов (Рыжий Ап, Скелетоны и пр.) и рекламируемые ими сладости («Шок» - это по-нашему»!) составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить общение со сверстниками. Для детей это информация о том, что на данный момент актуально и модно.Реклама с ранних лет учит ребенка ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений. Реклама развивает память - к примеру, стихотворение Блока в известной (неплохой) рекламе многие дети легко запоминают. Но если кроме рекламных текстов ребенок ничего на память не знает, это вина родителей. Цитирование рекламных слоганов само по себе не так плохо, если они построены грамматически верно. Короткие понятные фразы помогают некоторым детям научиться произносить первые слова. Приведу в пример случай с одной моей знакомой. Ее малыш долго не хотел говорить, и каково было общее удивление, когда сын наконец произнес самое замечательное слово на свете - «мама» - после рекламы, где щенок разматывает рулон туалетной бумаги, ее не остается, и ребенок зовет маму.
Здоровью не на пользу
Важный аспект проблемы - влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Излучение (хотя оно не превышает санитарных норм) имеет накопительный эффект и, если родители не ограничивают время сидения у телевизора, оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка в целом (а не только на глаза), на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров.
Этикетка счастья
«Собери десять этикеток, найди золотую семечку (или крышечку с изображением плейера) и получишь…» - как часто мы слышим эти рекламные призывы. Знакомый способ разбогатеть - посади монетку, и завтра из нее вырастет денежное дерево. О том, что деньги надо зарабатывать, никто даже не вспоминает.Рекламная жизнь - легкая, сказочная, это жизнь-лотерея: никогда не знаешь (но надеешься!), достанется ли тебе главный приз. Рекламщики, как Лиса Алиса и Кот Базилио, обманывают миллионы маленьких буратино, выкидывая в мусор присланные в конвертах этикетки, крышечки, обертки… И это, увы, как раз и есть настоящая реальная жизнь, совсем не похожая на завлекательную картинку на экране.
Что привлекает детей
Кто-то подсчитал, что в год ребенок просматривает около 20 тысяч рекламных роликов - смотрит с удовольствием, не отрывая завороженного взгляда от телевизора. В первую очередь детей привлекают движение на экране и яркая картинка. В рекламных роликах образы меняются с такой скоростью, что внимание ребенка послушно следует за ними. В рекламе есть все: и мультяшные герои, и взрослый герой-супермен, которому достаточно побриться, чтобы быть на высоте, и сногсшибательные тетеньки с шелковистыми волосами и идеальной фигурой (благодаря йогурту), и говорящие коровы, настойчиво предлагающие съесть вкусную шоколадку, в которой так много вкусного молока. И пусть весь мир подождет…Задача родителей - научить детей противостоять влиянию агрессивной рекламы, анализировать полученную с экрана информацию, развить у них самостоятельность суждений и критический ум.Рекламе нужно найти достойную альтернативу - интересные книги, полезные и развивающие передачи про животных, добрые мультфильмы и фильмы-сказки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если ребенок еще совсем маленький, телевизор ему в принципе не нужен - есть много более полезных и интересных игр и занятий.- До 7 лет телевизор можно смотреть не более одного часа в день. - Если ребенку от 7 до 12 лет, время, которое он проводит у телевизора, не должно превышать полутора-двух часов в день. Лучше не оставлять его наедине с телевизором более чем на полчаса, не разрешать смотреть рекламу и музыкальные клипы. И вообще ограничить время общения с «ящиком».Если дети все-таки смотрят рекламу, постарайтесь объяснить им, что рекламируемые продукты на самом деле не такие уж и качественные. А чтобы пример показался более убедительным, сходите в магазин, купите товар и дайте им попробовать. Вполне возможно, они просто откажутся ЭТО есть.
ПРЕСЛОВУТЫЙ 25-Й КАДР
Состояние детского подсознания тоже под угрозой - достаточно вспомнить эксперименты с влиянием двадцать пятого кадра. Кадры на телевизионном экране меняются с частотой двадцать четыре кадра в секунду, создавая эффект движущейся картинки. Вставляя двадцать пятый кадр, который может содержать, короткий рекламный текст, легко заставить человека купить тот или иной товар. Человек не успевает осознать действие этого кадра, который воспринимается на подсознательном уровне.
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему