Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление. Как руководить детской игрой, чтобы она не распалась? Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка.
Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства их играми будут различными. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого при обучении его игре. Маленькие дети не умеют самостоятельно играть, у них мал жизненный опыт, они не знают даже способов обращения с игрушкой.
Пока ребенок совсем мал, его приобщают к игре мама, бабушка, папа. Они учат следить за действиями взрослого. Едва научившегося говорить малыша мать забавляет игрой в ладушки, побуждая его при произнесении слов хлопать в ладоши и поднимать руки. В играх «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Мальчик-пальчик» ребенок учится с помощью взрослых действовать в сопровождении слова. Такие игры-потешки, игры-шутки, забавы просты, динамичны, понятны детям, доставляют им радость и тем самым содействуют подъему эмоционального тонуса, столь необходимого для нормального развития ребенка.
Формирование игровой деятельности можно начинать с 2,5-3 месячного возраста. Когда малыш бодрствует, находясь в детской коляске или кроватке, игрушки подвешивают на расстоянии вытянутой руки ребенка. Яркая игрушка, привлекая внимание малыша, содействует развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения, возникновению зрительно-слуховых связей. А это является предпосылкой развития предметного восприятия. В 4 месяца ребенок способен следить за раскачивающейся погремушкой, прислушиваться к ее звучанию, пытается схватить ее. К 5 месяцам, когда движения его становятся более совершенными, малыш уже преднамеренно тянется к яркой игрушке, старается схватить ее и удержать. Теперь можно учить ребенка брать предмет из рук взрослого. Взяв игрушку, малыш с удовольствием ею манипулирует. Пока это еще нельзя назвать игрой, однако действия с предметами занимают малыша, доставляют ему удовольствие, создают деятельное, бодрое состояние, вырабатывают умение сосредоточиваться.
В 6-7 месяцев ребенка побуждают к целенаправленным действиям игрушкой с помощью слов: дай, на, положи, постучи. К 8 месяцам, когда ребенок может садиться, вставать, переступать, придерживаясь за окружающие предметы, меняется и характер его игры. Теперь малышу требуется большее пространство, так как игровые действия он сочетает с движениями.
Бросив погремушку, подтолкнув мяч или шарик, он сам пытается достать их. Для развития игровых действий нужны соответствующие условия: просторный манеж либо чистый ковер или одеяло, разостланное на полу в наиболее уютном, светлом, защищенном от сквозняков месте, 2-3 игрушки. И если ребенка ничто не отвлекает (шум, звуки радио, внезапное появление постороннего человека), он способен сосредоточиться на игровых действиях довольно длительное время. Однако умению ребенка занимать себя с помощью игрушки следует учить. Малышу показывают (не торопясь и многократно повторяя) то или иное действие, например как подтолкнуть мяч, или как позвенеть колокольчиком, или как открывать и закрывать коробочку. Затем обучают этим же действиям, взяв его ручку в свою и сопровождая словом: «Толкнем мяч. Вот так. Покатился! Покатился!..»
Открывая свойства предметов и овладевая разнообразными действиями, ребенок играет более осмысленно и продолжительно. В процессе манипуляций игрушками у детей развиваются мыслительные функции, внимание, намять, совершенствуется координация движений.
С 9-10 месяцев, когда ребенок уже по слову умеет отыскивать названный предмет, с ним можно проводить специальные игры, способствующие развитию понимания речи, умения сосредоточенно смотреть и слушать. Например, сколько удовольствия доставляют малышу, когда ему показывают игрушку — собачку или кошку, и предлагают накормить ее, погладить.
К 12 месяцам у ребенка совершенствуются умения действовать с предметами. Его можно учить нанизывать и снимать со стержня кольца пирамидки, накладывать кубик на кубик, сооружая башню, открывать и закрывать коробку, разбирать и собирать матрешек. Дети этого возраста с удовольствием играют мячом, воздушным шаром, наблюдают за заводными игрушками, смотрят и слушают, как взрослые действуют и разговаривают с куклой, мишкой.
... Подрос малыш. Второй год жизни принес ему много новых открытий и умений, вместе с которыми появились и новые игровые возможности. Теперь, когда он самостоятельно ходит, его особенно влекут игры, где можно побегать, подвигаться. «Принеси мяч», «Догони шарик», «Догоню, догоню!» — игры, которые предоставят ребенку возможность двигаться.
В этот период (от года до полутора лет) важно продолжать развивать у ребенка умения действовать с игрушками. Для этого можно дать тележку или грузовик, показать, как возить их, держа за веревочку, и малыш с интересом станет играть. В другой раз сложить вместе с ним незатейливую постройку из кубиков, показать как соорудить автомобиль при помощи накладывания кубика на кирпичик. «Давай построим дорожку из одинаковых кирпичиков. По ней может гулять матрешка...»
После 1,5 лет следует усложнять умственные задачи, которые ставятся перед ребенком в играх с предметами. Можно предложить сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить матрешек по росту, сложить кубики по цвету и др. Полезно учить его обращаться с совком и лопатой в играх с песком и снегом, для чего построить песочный домик и предложить рядом сделать такой же. Усложняются варианты строительных игр. Дети строят две дорожки: по одной едут трамваи и троллейбусы, по другой идут пешеходы — куклы. Возле домика строят забор, скамейку для матрешки. Когда ребенок выполнил задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры.
У ребенка второго года жизни на основе действий с предметами появляются простейшие виды отобразительной игры. Он начинает действовать с игрушкой, подражая тому, что видел: убаюкивает куклу, как мама, кормит курочку, собачку.
Руководство взрослого теперь направлено на дальнейшее развитие сюжета игр: важно, чтобы они приобрели по содержанию более разнообразный, а по времени более длительный характер. Надо добиваться, чтобы ребенок проявлял самостоятельность в игровых действиях. А для этого следует побуждать малыша к отображению того, что он видит, — рассказать и показать, как действовать с игрушкой: «Поставим кастрюльку на плиту, пусть варится суп».
Развитию игровой деятельности содействуют проигрывания с малышом различных сюжетов, игр-упражнений, придуманных взрослыми. Взрослый говорит ребенку: «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты ее покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Или: «Проснулась Аленка, захотелось Аленке погулять. Давай оденем куклу, а ты ее повезешь в коляске гулять».
Такие несложные сюжетные ситуации способствуют развитию творческого воображения, столь необходимого для ролевых игр, образованию игровых умений.
В начале третьего года жизни в играх детей появляется несложный сюжет: мама кормит дочку, укладывает спать, купает ее, готовит обед, выходит на прогулку. Руководство взрослого детской игрой заключается в том, чтобы поддержать эти игры, разнообразить их сюжет, развивать умение передавать два-три последовательных эпизода: куклы поехали на прогулку, а затем сошли с поезда и стали собирать в лесу грибы.
Для сенсорного развития с детьми проводят дидактические игры, обогащающие умение различать цвета, размер предмета (большой, маленький), его форму (шарик, кубик, кирпичик), содействующие развитию внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия. Этим целям отвечают игры с разборными игрушками, (матрешками, бочонками, шарами, башенками), с разрезными картинками («из двух частей сложи картинку»), «Парные картинки» («найди такую же»).
Обучая ребенка умению играть, надо следить за тем, чтобы он соблюдал определенные правила. Например, если рядом играет другой малыш, следить, чтобы он не обижал соседа, не разрушал постройку, не бросался песком, делился игрушками со сверстниками. С этого зарождаются чувства общительности, доброжелательности, а также умение детей в совместной игре устанавливать доброжелательные взаимоотношения.
Старшие дети играют коллективно, заранее договариваются, распределяют роли между собой. У младших этого нет. Они играют пока лишь рядом. Их увлекает сам процесс игры. Играя рядом, случается, что они отнимают друг у друга игрушки. Если малыш часто отнимает игрушки у других, надо на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Этому надо учить ребенка, например предоставив ему возможность играть с детьми постарше, которые умеют постоять за свои права.
Для формирования игровой деятельности ребенка имеет значение как закончить игру. Обычно взрослые не задумываются над этим и неожиданно для детей прерывают игру: «Ну поиграл — и хватит! Пора обедать». И если ребенок, заигравшись, не слышит распоряжений и не подчиняется им, то взрослые часто горячатся и прибегают к еще более радикальному приему: берут непослушного за руку и буквально оттаскивают от играющих. Не стоит доказывать, сколь это непедагогично и чем обычно заканчивается: капризами, слезами, нежеланием есть и т. п.
Ребенку, играющему с увлечением, сразу прервать игру очень трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по приказу взрослого отключиться от игры и переключить внимание на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому взрослые должны как бы подготовить ребенка к предстоящим новым делам.
На маленьких детей действуют игровые приемы, совпадающие с сюжетом игры. Объясним на примере. Дашенька играет в детский сад. Игра в разгаре, об обеде она и не помышляет. Но мама непреклонна в выполнении режима и потому находит остроумный способ завершить дочкину игру.
- Товарищ воспитатель! Ваши дети хотят есть. Вы слышите сигнал на обед? — говорит она, постукивая совочком о ведро.
- Стройте в пары ребят и пойдемте обедать.
Девочка, подхватив игровой тон матери, подчиняется ей.
"Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему