Приближается праздник 9 мая. Расскажите ребенку в общих чертах о начале войны, о сражениях, о победе. Чем старше ребенок, тем более конкретно можно говорить о тех событиях. Чтобы ваш сын или дочка прониклись этой темой:
- расскажите о войне на примере подвигов пионеров-героев, воспоминаний ваших бабушек и дедушек/прабабушек и прадедушек;
- рассмотрите с ребенком фотографий тех времен, репродукции картин о войне и наглядные пособия;
- прочитайте с детьми рассказы о войне, выучите стихи, познакомьте с песнями;
- сходите в музеи военной техники и посмотрите праздничный салют;
- возложите гвоздики к памятникам павших героев, подарите цветы и самодельные открытки ветеранам войны.
Предлагаем два небольших рассказа, которые можно рассказать своему ребенку.
О блокадном Ленинграде
Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян... Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.
Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.
Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.
Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.
Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
Алёша сейчас уже старый человек – Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.
О мальчике Тишке и отряде немцев
У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего 10 лет.
На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли.
Папа Тишки, его братья, Тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.
А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!».
Тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.
Список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет):
Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов. Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. "Данке шён". "Мутти!" Бронзой поднялся в небо. Три автомата.
Балл Г. Зелёная шишка.
Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии)
Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу)
Георгиевская С. Галина мама.(В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)
Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.)
Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.)
Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов.
Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал.
Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.
Лавренев Б. Разведчик Вихров.
Лободин М. Кусочек блокадного хлеба.
Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".)
Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".)
Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)
Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".)
Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)
Панова В. Сергей Иванович и Таня.
Пантелеев А. Главный инженер.
Паустовский К. Стальное колечко.(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)
Платонов А. Никита.(О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.)
Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка.
Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова.
Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)
Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.)
Автор статьи: Дарья Колдина
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/855