Когда заводишь с родителями разговор о том, что маленькие дети ведут себя так, будто весь мир насквозь добрый, достойный доверия и подражания, часто слышишь возражение: "Но разве не надо как можно раньше объяснить ребенку, что это не так? Что мир не благополучен, что нужно защищаться от него и держаться на расстоянии?". Ответ на этот вопрос приходит сам собой, стоит лишь посмотреть в полные радостного ожидания глаза ребенка. Они сами и есть ответ: "открыть глаза" на горе и несчастье мира можно, только когда у ребенка будет достаточно сил, чтобы справиться с такими проблемами. Если сделать это слишком рано, результатом будут неуверенность, слабость, а впоследствии труднопреодолимые сомнения в смысле собственного существования. Вопрос родителей, собственно говоря, должен бы звучать так: что мы можем сделать, чтобы не обмануть это исконное доверие к миру? Чтобы ребенок ощутил, что его окружают взрослые, которые стараются создать "добрый" мир? Как нам воспитанием укрепить его, чтобы он умел справиться со всем недобрым, что встретится ему в жизни?
Только в детстве у человека есть мать, которая "как в раю", делает для него всё, заботится обо всём, что ему нужно, любит его просто за то, что он есть. В дальнейшей жизни такое отношение к другим людям встречается крайне редко. Но каждый таит в душе стремление к этому. В дальнейшей жизни это стремление может стать мерилом для создания способности любить, которая "отдаёт", "дарует", а не "берёт". Чем больше он получает от нас впечатлений, которые не обманывают его исконного доверия, тем больше названные жизненные качества откладываются в нем как опыт и могут в будущем стать его внутренней целью и душевной опорой.
Весь период жизни ребенка от рождения до 7 лет должен проходить под своеобразным девизом, гласящим: "Мир Добр!". И родители должны делать все возможное, чтобы воплотить этот девиз в жизнь своего ребенка: постараться оградить его от травм и, соответственно, от общения с врачами, от любых злых людей и обстоятельств. Если все же что-то случается, то взрослым нужно вести себя абсолютно спокойно и все объяснять ребенку. Если малыш сильно поранился, а его впечатлительная мама начинает рыдать и причитать, то ребенку это совсем не облегчит боль, а скорее, обострит переживание боли.
Мир добр! За первые 7 лет ребенок должен вынести эту уверенность. Не переживайте, что ребенок из-за этого не научится реально оценивать мир и вырастет хлюпиком. Научится на 100%! И наоборот, будет сильным и стойким, ведь он будет несмотря ни на что верить в добрые силы бытия. А вот если ребенок не возьмет в свою дальнейшую жизнь эту уверенность, то впоследствии его будет уже не разубедить в том, что его окружают только подлецы и негодяи. Человек, который рассуждает таким образом, - глубоко несчастен, болен и полон гложущих его страхов и неуверенности, коренящихся в первом семилетии. Это человек с заведомо рабской психологией.
Мир добр, Малыш! И он рад приветствовать тебя!
Безусловная доброта и красота мира должна проявляться во всем поведении взрослых относительно ребенка. И здесь хочется вспомнить народную мудрость, гласящую: "Все лучшее - детям!". Это должен быть не пустой лозунг, мы действительно должны стремиться к этому. К примеру, мать покупает для своего ребенка-дошкольника краски, потому что её ребенок очень любит рисовать. Она берет те, что подешевле, ну и что, что у них цвета так себе, ведь он только учится рисовать. Вот когда станет настоящим художником... Это совершенно неверный подход! Ведь краски плохого качества могут не только отбить на всю жизнь желание заниматься живописью, но и навсегда испортить ребенку чувство вкуса и цвета. Мы всегда должны помнить об этом, когда что-либо предлагаем нашему ребенку. Пусть он изведет все краски на свою "мазню", ведь для этого мы их и покупали! Качество той или иной вещи определяет, какой у ребенка впоследствии будет вкус. И если уж он действительно когда-нибудь станет художником, тогда он сам и будет решать, взять ли ему краски похуже для своих тренировочных работ или нет.
Все дети любят рисовать. Причем, как знают абсолютно все родители, рисуют дети далеко не только в специально припасенных для этих целей альбомах. Они рисуют в книгах, журналах, альбомах для фотографий, на шкафах и стенах! Запрещать это нельзя! И здесь речь идет даже не о том, что это пустой запрет или что это отобьет желание рисовать вообще. Здесь речь о том, почему и для чего ребенок делает это.
Ребенок в своем развитии как бы повторяет развитие всего человечества. Древние люди так же рисовали на своих стенах - на скалах, в пещерах. Кроме того, рисуя дома на обоях, малыш тем самым полностью изживает потребность в этом, и в подростковом периоде уже никогда не будет писать на парте или на заборе матерные или любые другие, далеко не приличные, слова. Такой закон. Множество педагогов и родителей мира взяли его себе на заметку. Что они делают? Меняют каждый месяц обои в детских садах и квартирах? Отнюдь. Они примечают наиболее удобное и излюбленное место, на котором ребенок рисует, договариваются с детьми - и периодически прикрепляют к нему лист ватмана! Когда лист изрисован, его снимают и прикрепляют новый. Думается, что этот простой и оттого гениальный вариант решения проблемы устроит большинство современных родителей...
Источник: книга "Per aspera ad astra...", автор - Светлана Смирнова.
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему