Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Воспитание / Как воспитание детей влияет на самооценку?

Как воспитание детей влияет на самооценку?

"Все, о чем я мечтаю и не осуществляю, лежит в природе моей неадекватной самооценки"

Самооценка – это склонность переживать себя как заслуживающего счастья и способного успешно справиться со всеми жизненными трудностями. Это оценивание своих сторон, как сильных, так и слабых.

В основе самооценки лежит жизненная необходимость человека более точно выявить все ресурсы, которые могут помочь достижению желаемой цели. Как говорит народная мудрость: не силой, так умом; или же не мытьем, так катаньем.

"Кто понимает – не оценивает, а кто оценивает – не понимает" (Китайская мудрость)

Большинство семей, в которых мы вырастаем, – по сути, дисфункциональны.

Еще не родившись, ребенок верит. Он верит, что нужен этому миру, родителям; верит, что придет в этот мир желанным и любимым. Он открыт и доверчив, его душа распахнута. Сначала… Но все оказывается намного сложнее и, даже не появившись на свет, ребенок начинает получать душевные раны.

Вот первый возможный опыт получения травмы: мама ждет ребенка. Но она не налаживает с ним контакта, более того, она не рада своей беременности, не планировала ее. Быть может, нет поддержки, отец ребенка поступил безответственно, и ей трудно. И травма ребенку уже нанесена. Большая.

Он на духовном уровне в утробе общается с матерью и получает информацию о том, что он лишний, что он не нужен. Между ним и матерью не установлена духовная связь Любви и принятия. И такой ребенок, появившись на свет, запустит свою "программу" нелюбви и ненужности. Откуда же взяться уверенности? Поэтому самый первый способ защитить будущего ребенка от неуверенности – это планировать его ОСОЗНАННО и с Любовью. Но все мы знаем, что в жизни многое по-другому, и редко, очень редко детки с самого зачатия живут в любви матери и отца.

Так что мы все с вами примерно с одной историей: нас рожали и мало задумывались, зачем.

Второй опыт получения травм: родившись, ребенок попадает в чужой незнакомый мир и начинает "познавать" уроки жизни. Ведь на самом деле, кому как повезет: кто-то больше, кто-то меньше получит душевных травм, но их получают все. В период от 2 до 6 лет формируется личное представление ребенка о самом себе и поэтому, если он растет в недружественной обстановке, чувство его неуверенности в себе закрепляется и он усваивает на всю жизнь, что он не такой как все.

Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они:

  • передают ребенку сообщение о его или ее "недостаточности";
  • наказывают или укоряют за выражение "неприемлемых" чувств;
  • насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным;
  • пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины;
  • чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе;
  • растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае – тормозящие нормальный рост;
  • отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
  • представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка;
  • терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой;
  • превращают ребенка в сексуальный объект;
  • утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.

Все "промахи" взрослых безумно мешают жить в последующем! Только представьте себе, скольких возможностей такой ребенок себя лишает: он не может обратиться за помощью, потому что боится получить боль отвержения, он не может рассчитывать на себя, потому что думает, что он недостаточно хорош для того, чтобы действовать, он с помощью значимых близких "внушает" себе свою беспомощность.

Вот так, шаг за шагом мы формируем представление о себе. И это представление не из лучших. И что интересно, мы с каждым шагом закрепляем негативный образ себя, потому что это для нас известно и привычно. Человек так устроен, что до определенного времени действует по шаблону, сформированному в детстве, потому что так безопаснее.

Поскольку мы действуем привычным образом, мы выбираем такие ситуации, которые подтвердят нам нашу неуверенность. Ком снежный все нарастает и нарастает. И вот неудача за неудачей копится в нашем багаже и мы все больше в себе разочаровываемся. Как правило, неуверенные в себе люди сосредоточены именно на неудачах, они замечают только их; все успехи – это лишь случайность или стечение обстоятельств.
И Вы представляете, с каким "багажом" мы идем по жизни?!

До самой смерти, если не начать работать с собой, над своей самооценкой.

Самооценка нужна нам для того, чтобы видеть себя в мире такими, какими мы являемся на самом деле. Она не преследует целью нахождение в своем Я недостатков с их дальнейшим оплакиванием, самооценка нужна для того, чтобы найдя и узнав свои слабые места и стороны, верно оценить свои шансы на достижение заветной цели.

Под таким углом зрения любое оценочное суждение должно подвергаться критическому осмыслению независимо от того, положительное оно или негативное, и тем самым способствовать более четкому и точному определению слабых и сильных сторон личности.

Таким образом, самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние.

Расчет может быть или правильным, или неправильным.

Низкая самооценка
– это следствие неправильных расчетов, результатом которых, как правило, становятся отрицательные проявления недовольной собой и неуспешной личности. Формулировки типа "Я слабый", "Я некрасивый", "Я не очень умный", "У меня нет никаких талантов", "У меня никогда это не получится", "Я не смогу с этим справиться" и др., выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности личности в жизни в целом.

Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества.

Как видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. В социуме ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах – не сложившейся карьере, несчастливой семейной жизни, общей неудовлетворенности собой, подавленности, пессимизме, так и в экстремальных проявлениях.

Статистика подтверждает, что абсолютное большинство преступников и наркоманов – люди с заниженной самооценкой.

Напротив, высокая самооценка – следствие правильных расчетов. По сути, описание человека с высокой самооценкой есть почти точное описание личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено такими формулами: "Я могу", "Я достоин", "Я справлюсь", "Это мне по плечу" и т.п. Только не путайте с завышенной самооценкой, когда у такого человека все окружающие "хуже", чем он сам.

Идеальный вариант самооценки – это самооценка на уровне чуть выше планки реальных возможностей личности на текущий момент. Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.

Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту попросить помощи у других, при том, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.

Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:


Самоэффективность (ощущение личной эффективности).
Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость – мое неотъемлемое право.

Самооценка есть дорога к самосовершенствованию, а значит, к качеству деятельности, к которому мы стремимся. В подтверждение нашего заключения можно привести слова известного классика зарубежной литературы Томаса Манна, который однажды произнес до сих пор сохраняющую свою актуальность фразу:

"Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть".


Источник: etvita.ru
Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

carevishna 10.03.2013 00:23
... Блин я задумалась...и еще раз задумалась....

Гость 05.03.2013 18:07
Полностью согласна с вамиbravo::

Natalia 05.03.2013 16:37
Мне всегда очень хочется посмотреть на таких людей которые пишут такие статьи в таком ключе. И совершенно искренне пригласить их на индивидуальную консультацию для "сражения" со своими тараканами и крокодилами, чтобы они этих последних не перекидывали на людей. Не ну это ж жесть...

"Большинство семей, в которых мы вырастаем, – по сути, дисфункциональны".
А автор вообще дисфункциональную семью видел? А какая его семья? Он функциональный родитель? Как он это определил? Слишком громкие слова. Слшиком много категоричности и фатализма. Очень мало рельности. К счастью. К сожалению чем больше людей так считают - тем больше рождается идеи, что большинство родителей не в состоянии воспитывать детей так как кто-то считает. Следовательно можно диктовать условия, дискредитировать, учить как жизнь. Вплоть до введения законов на госуровене.

А вот и крокодилы в толпу: "Так что мы все с вами примерно с одной историей: нас рожали и мало задумывались, зачем". Прям драма с зачатия. Никаких вариантов. У всех одна история. Что характерно автор не обосабливается "мы все". Песня с этой же млодией: "Все мужики - козлы, а бабы - дуры".

"Ведь на самом деле, кому как повезет: кто-то больше, кто-то меньше получит душевных травм, но их получают все"
А что есть все еще "сильно одаренные" люди которые верят в типличные условия и идеальное воспитание с идеальной мамочкой. В себе то не разочаровались еще? Или опыта вообще такого нету как воспитание детей? Если так, то многое объяснимо. Только взрослый не быв родителем обычно самый умный воспитатель.

"растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае – тормозящие нормальный рост"
По мнению автора какие правила тогда должны быть? т.к. Каждое правило в той или иной мере можно расценить как загадочное, противорчеивое, а про обсуждение я вообще молчу. Под конец складывается впечатление, что с правилами тоже плохо. По крайней мере для детей часто в силу возраста и опыта (точнее его отсуствия) правила именно такими и воспринимаются. И только пройдя далеко вперед и обернувшись назад начинаешь что-то кумекать.

"Все "промахи" взрослых безумно мешают жить в последующем!"
Да точно! Тебя считают дурачком и неудочником? А ты спихни всю вину на тех кто тебя воспитывал. Зачем тебе взрослому бугаю брать на себя отсветсвенность? Ведь во всем виновато детство, родители и неправильное воспитание. А это ж так фатально. С зачатия началось... Так сложно менять, когда все закрепилось в самый плодотворный период жизни. Конечно, мама виновата. Всегда. Только когда мамой становишься - крыша начинает ехать от такого багажа вины которую на тебя некотрые хотят повесить.

В принципе зайдя на первоисточник поняла откуда ветер дует. Ну чтож понимаю - нужны клиенты. Как клиентам объяснить что им нужен ты? Рассказать как у них все плохо и непоправимо. И как срочно надо заняться собой. У специалиста. Чтож понимаю. Тонкий коммерческий ход.

Как воспитание детей влияет на самооценку?

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть

Голосуем!
Из какого вы города?
80% Кемерово
1% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Телепорт

Центр интерактивных развлечений "Телепорт" - новая эра в мире развлечений!

"Телепорт" - суперсовременный центр интерактивных развлечений, где занятие по душе найдут как взрослые, так и дети!

Подробные условия