Чем больше я размышляю о детском развитии, тем спокойнее мне становится.
От родителей не так-то много и требуется.
Если собрать в кучу все современные исследования и вытащить оттуда главную мысль, она будет такой: не давите.
Дело в том, что у ребенка существует встроенный механизм поиска именно тех занятий, в которых он в данный момент нуждается. Нуждается для гармоничного развития, между прочим, а не чтобы насолить окружающим.
Ребенок скучает и слоняется? Это полезно, скажут вам специалисты, доставая беруши. Это поиск творческого начала, благоприятная среда для познания.
Он ревет и сморкается вам на лацканы? Прекрасно, выплакивание слез тщетности учит адаптироваться и переживать фрустрацию. (Ньюфельд)
Он красит в ванной пол? Энергия дерзновения в сочетании с творческим поиском, первые шаги в живописи. Без периода каляк-маляк товарищ не научится копировать прерафаэлитов и Масяню.
Он роется в помойке? Необходимый этап развития. Познание изнанки взрослого мира. (Осорина)
Крушит старый, найденный на той же помойке диван? Здорово – выплеск агрессивной энергии.
Бессмысленно крутится на карусельках? Ага, изучает окружности, разрабатывает вестибулярный аппарат. (Улла Кислинг и Джин Айрес)
Завернулся в одеяло и не выходит оттуда? Вообще класс – создание кокона уюта, важная задача сенсорной интеграции. (там же)
Стучит палкой по кастрюле? Умница – создает ритмический рисунок, работа, без которой невозможно воспринимать музыку во взрослом возрасте.
Скачет на одной ноге и кричит: “Муха, муха, свиное брюхо!” Осваивает хорей, ищет рифмы! (Чуковский “От двух до пяти”)
Ну и так далее. Единственное, что требуется от родителя – обезопасить пространство и спящего дедушку, а также огласить правила хорошего тона.
Как видите, самое трудное – как-то выжить самому...
Источник: