Мудрая русская церковная традиция запрещает нарекать «от притчей и вещей». «Не станем… называть детей именами случайными, но именами мужей святых, просиявших добродетелью»? - учит святитель Иоанн Златоуст.
В православии существуют свои правила наречения новорожденных. Имя дается только из святцев - это такой церковный календарь, где на каждый день приходится память какого либо православного святого. Угодник Божий, чьим именем назван человек, становится его небесным покровителем и заступником. Чаще всего имя маленькому христианину давали в честь святого, память которого приходилась на восьмой день его рождения - эта дата называется днем наречения имени. Также можно было выбрать имя ребенку в день его рождения или при крещении. Кроме этого, называли детей по обету, в честь определенного святого, особо чтимого в семье.
У счастливых родителей мальчика имен в распоряжении гораздо больше, чем у родителей девочки, поскольку количество святых мужей превышает количество святых жен. Если при наречении малышки в этот день в святцах не оказывалось женского имени, календарь листали вперед, пока не находилось имени святой, чей день был ближайшим ко дню рождения девочки. Просмотрев святцы, становится понятно, почему на Руси так много было Иванов и Марий- эти имена в календаре встречаются в несколько раз чаще, чем другие.
Имена в святцах в основном греческого и еврейского происхождения. Есть немало латинских, встречаются грузинские, славянские, германские.
По сложившейся традиции обряд наречения имени проводят, как правило, дома. Мулла читает над ребенком особые молитвенные формулы - азан и икамат, а затем трижды шепчет малышу в ухо выбранное для него имя.
Относительно срока наречения имени существуют некоторые разногласия. Одни настаивают на том, что имя дается ребенку на седьмой день после рождения. Другие утверждают, что имя может даваться и в день рождения ребенка.
Шариат рекомендует по возможности называть детей однокоренными именами: Ахмет, Латып, Заки, Джан либо Булат, Алия, Гудя. Итак, родителям, перед которыми стоит проблема выбора имени, следует остерегаться сложных, расчленимых на части имен. Это первое правило. Во-вторых, мусульманам не следует увлекаться именами, заимствованными у европейских народов. По шариату предпочтительнее называть мусульманских детей арабскими именами. Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи Пророка: Фатима, Хадиджа, Зайнаб. Особенно богоугодными считаются имена пророков и ангелов. Однако нельзя забывать, что детей, носящих эти имена, ни в детстве, ни в зрелом возрасте нельзя ругать, бить и подвергать другим унижениям. Особо почитаемо среди мусульман имя Мухаммед, и ребенок, названный этим именем, должен быть достоин его, если же он его не оправдает, на его жизненном пути встанут тяжелые испытания. Если человек, носящий священное имя Мухаммеда, проявит себя с плохой стороны, то его постигнет безграничный позор. Вероятно, поэтому некоторые книги по шариату осуждают родителей, дающих своим детям имена ангелов, пророков и святых.
Невозможно предвидеть и предсказать все, что произойдет с человеком на протяжении его жизни. Поэтому лучше всего дать ребенку имя приятное, но скромное.
Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке - в синагоге, обычно в первую субботу после рождения.
В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен. Вот основные из них:
Иудеи называют своих детей и неиврейскими именами. Седи них часто встречаются греческие имена, например, Антигон, Авталион; - греко-латинские, например Юлиус; грекоарамеизированные ивритские, например Достай /Доситеос (перевод ивритских Нетанэль и Ионатан); арамеизированные формы ивритских имен, например Иосе вместо Иосеф; арамейские, например Халафта, Ниттай.
Забота о здоровье ребенка начинается с выбора места, где он появится на свет