Согласно результатам индивидуальной работы и проведенным опросам среди школьников 7-11-х классов, у большинства из ребят есть некоторые сложности в выборе будущей специальности. После окончания школы многие не имеют абсолютно никаких планов касаемо выбора профессии, или же имеют, но такие планы чаще всего имеют спонтанный и необдуманный характер. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого, но на кого могут рассчитывать дети при этом выборе?
Конечно, на центр профориентации и специалистов, которые там трудятся. Такие учреждения не пользуются массовой популярностью среди населения нашей страны. Но не взирая на это, множество детей с их помощью нашли свое истинное жизненное предназначение и отличные профессии. Но не каждый юноша способен сам обратиться в такой центр за помощью. Поэтому, без влияния родителей попросту не обойтись. Ведь только родители идеально знаю своих детей, и могут поделиться опытом.
Какая именно помощь нужна детям при поиске профессии? С какими проблемами они сталкиваются на этом пути формирования своего будущего?
Проблема №1
Недостаточное развитие школьника в социальном плане, проблемы с принятием серьезных решений. Увы, но такое встречается довольно часто – воспитание ребенка в школе и семье не всегда может подготовить его к принятию серьезных жизненный решений.
И самое первое в жизни значимое решение – выбор профессии, может опуститься на плечи подростка как нечто попросту невыполнимое. Каждый родитель вправе по-своему решать вопросы, связанные с выбором будущей профессии их ребенком. Некоторые все-таки дают ребенку возможность выбора, другие настаивают на определенном ВУЗе или специальности, третьи отталкиваются от других соображений.
Но не нужно давать школьнику готовых решений, лучше дать ему возможность объективно подойти к разрешению этого вопроса. Также не нужно в спорной ситуации вести себя с ребенком резко, только так он увидит ваше уважительное отношение к его решениям.
Проблема №2
Отсутствие знаний о факторах, которые влияют на выбор профессии. На что же нужно обращать внимание подростку при выборе будущей специальности, и как родители могут ему в этом помочь?
Проблема №3
Неверный притязательный уровень. Перед тем, как твердо заявить "Вот это - моя будущая профессия", подросток может столкнуться с чрезмерным понижением или повышением уровня своего притязания. Обусловлено это чаще всего неверной самооценкой, неправильным пониманием и оценкой своих возможностей. В подростковом возрасте, согласно проведенным исследованиям, всего лишь 9% учеников 7-11 классов могут дать себе адекватную оценку. Остальным, 91% необходимо мнение старших.
Самооценка и возможности имеют наибольшее влияние на появление у школьников противоречий. Из-за этого он проявляет только те притязания, которые самостоятельно не способен воплотить в реальность. Да, он может ощущать свою «взрослость», но у него попросту еще нет способностей и данных для того, чтобы осуществить свои притязания. Итог – нет и возможностей. Если у ребенка слишком большие запросы, то и родители, и учителя, имеют, можно сказать, уникальную возможность, стимулировать или понизить уровень притязаний.
Основываясь на этом, мы может дать вам отличные практические рекомендации:
Не нужно осуждать или категорически запрещать слишком большие запросы ребенка, гораздо эффективнее – дать ему возможность испытать все в реальной ситуации. Ведь неудача – тот фактор, который понижает притязательный уровень.
Помните, высокий уровень притязаний – отличный стимул для ребенка. Он сможет столкнуться с чем-то новым, усвоить полученные из этого уроки, получить новые знания и навыки. Это закаляет стиль поведения успешного человека.
Согласно проведенным исследованиям, уровень притязаний ребенка имеет основной регулятор – жизненные успехи и неудачи. Поэтому не нужно резко реагировать на желание подростка попробовать себя в чем-то новом, исследовать новую, неизвестную ранее профессию. От вас нужно только одно – четко обдумать план действий на тот случай, если стремление ребенка приведет к неудаче.
Но вы должны не только составить этот план действий, но и все серьезно продумать. Например, при подаче документов в учебное заведение, которое дает среднее образование, необходимо выяснить условия поступления, формы обучения, сроки подачи всех бумаг, даты вступительных экзаменов, на каких основаниях (по направлению или общих) производится прием и т.д.
Проблема №4
Чрезмерная эмоциональность. Часто из-за особенностей возраста, "ветра в голове" и неопределенности в будущей профессии, подросток способен принимать необдуманные решения. Именно поэтому его влечет только внешняя сторона профессии. Он может выбрать нечто романтическое, необычное или особенное, полагаясь только на что-то одно. Что-то, совсем незначительное, но достаточно яркое.
Сюда можно отнести такие профессии, как геолог, модельер, археолог, оперативный сотрудник полиции, стюардесса и т.п. Чтобы корректировать такие малообоснованные профессиональные решения вашего ребенка, нужно четко и ясно объяснять ему содержание таких профессий: обязанности, ответственность, режим работы, условия.
Проблема №5
Отсутствие адекватной информации о профессиональном мире. Ребенок, имея небольшой жизненный опыт, может иметь и небольшие познания о профессиональном мире. Так, недостаточное, неполное или неточное представлении о той или иной профессии может создать иллюзию понимания этой профессии. Тем более, подросток может не знать об условиях приема в ВУЗ, системе обучения, ответственности.
Родители при этом должны помочь школьнику в полном объеме получить эти познания. Попробуйте со своим подрастающим поколением провести анализ рынка профессий. Начать можно с вашей специальности, ваших близких и знакомых. Но не делите профессии на плохие и хорошие – это неправильно. Такое утверждение может быть справедливым только для конкретного человека. Человек может назвать работу плохой или хорошей, основываясь только на лично полученном опыте.
Цель родителей – помочь ребенку оценить рынок профессий объективно, учитывая недостатки и преимущества той или иной профессии. Проводя анализ специальности, необходимо показывать каждую профессию в свете совокупностей всех внешних и внутренних ее составляющих. Внешние – те, что заметны сразу. Поэтому, чтобы ваш ребенок мог уверенно заявить "моя будущая профессия – это мой взвешенный и обоснованный выбор".
К примеру, следователь полиции сидит в кабинете и занимается расследованием интересных уголовных дел. Но что стоит за этим – большая опасность и риск, огромная ответственность за жизни других людей. Задача следователя – найти виновника преступления. Но кроме того, он должен уметь идеально искать, анализировать информацию. Он должен быть и психологом, и оперативником, а иногда и педагогом. Следователь должен иметь идеальное самообладание, хорошую физическую и моральную подготовку.
Проблема №6
Недостаточные знания об образовательной сфере. Часто школьники средних классов даже не знают отличий между средним и начальным образованием. А после того, как узнают, что при поступлении в ВУЗ, предлагающий среднее образование, необходимо сдавать вступительные экзамены, и вовсе могут изменить свои планы.
Поэтому, перед тем, как ребенок выберет ВУЗ, в котором желает обучаться, он должен четко представлять образовательную систему. Он должен знать, какие существуют современные учебные заведения, каков порядок поступления в них, какие документы необходимо подавать, сколько будет стоить обучение, и что он получит после него.
Каждый родитель должен не только ознакомить ребенка с миром профессий, но и дать информацию о ВУЗах, и особенностях образовательной системы. Только так школьник будет понимать – "как будет получена моя будущая профессия, насколько это трудно и обоснованно".
Заключение
Исходя из всего, что описано выше, хочется подвести небольшой итог. Подготовка школьника к выбору профессии – важнейшая совместная работа каждого родителя и ребенка. При этом нужно приложить усилия. Хотя бы для прочтения книги о современных профессиях (найти такую литературу можно в библиотеках или учебных заведениях). Еще больше усилий придется приложить, чтобы попробовать себя в какой-то другой профессии, сделать ее "первую пробу". А самый действенный метод познакомить ребенка с какой-либо профессией – это устроить его работать на летние каникулы.
Конечно, в этой жизни каждый должен сам строить свою судьбу, свой успех и счастье. Все находится исключительно в наших руках. Но подготовить ребенка к такому важному шагу в жизни, как выбор профессии, должны родители. И подготовка эта будет самой доброжелательной, искренней и мудрой.
Источник:
Родильный дом ГАУЗ КО "Областная клиническая больница скорой медицинской помощи М.А. Подгорбунского" является старейшим и одним из крупнейших в городе Кемерово
Подробные условия