На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра. О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.
Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Поэтому сапплементация (дополнительное введение) витамина D рекомендуется в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона - кормление грудным молоком сейчас оптимально.
На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.
Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.
Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд.
Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны. Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация – комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.
Психическое развитие Вашего малыша
Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться. ГОЛОДНЫЙ ПЛАЧ обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления. СОНЛИВЫЙ ПЛАЧ, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину. БОЛЕВОЙ ПЛАЧ начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
ПЛАЧ при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте. Самый простой способ успокоить кричащего карапуза – это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы - палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.
Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период? На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт.
Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении. Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки.
Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.
Велика вероятность, что к десятой неделе своей жизни карапуз будет уже уметь смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбаться. А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.
Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке. Всё достаточно индивидуально. Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.
Что касается медицинских аспектов третьего месяца жизни, то можно с уверенностью заключить: общение с представителями «самой гуманной профессии» в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Дело в том, что приближается время очередной вакцинации — и вакцинации довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций — дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас — в век расцвета антибиотикотерапии и высоких фармтехнологий. Да и эпидситуация с этими микробами кое-где оставляет желать лучшего. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует ( к сожалению) от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям предстоит со всей ответственностью подойти к решению вопроса «вакцинировать или не вакцинировать». А для этого не помешает побеседовать с опытным специалистом, причем, возможно, не с одним и не единожды.
Если родителями принято решение о вакцинации, то малышу предстоит обязательный визит к педиатру, а то и детскому невропатологу. Последнее характерно для России — за рубежом в подавляющем большинстве случаев среднестатистические здоровые дети с детскими невропатологами встречаются исключительно редко. Довольно часто назначаются и общие анализы крови и мочи — для исключения «скрытых» противопоказаний к вакцинации. Иногда здоровым детям рекомендуется также стандартный профилактический осмотр детского хирурга (если этот осмотр не был проведен на втором месяце жизни). В случаях же, когда малыш к трем месяцам жизни уже успел обзавестись какими-либо диагнозами, процесс предпрививочного обследования может быть более хлопотным — к нему подключаются детские специалисты самых разных профилей.
Общение с педиатром может потребоваться и не только по поводу вакцинации — у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. «Классическая троица» — диатезы, рахит и кишечные колики — довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею. Бывают и другие сложности, в разрешении которых мы готовы оказать всем обратившимся за советом посильную помощь. Впрочем, давайте будем вместе с Вами изо всех сил надеяться, что такая помощь не понадобится — здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.
Время игр
Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек. Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо. Повесьте в манеже бусы: Манеж - прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.) Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме. Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук. Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям. Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук "ж". Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу. Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку - бух!
Развитие координации
Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир. Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед. Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно. Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум. Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу. Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать. Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой? Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
Повседневные дела
Время кормления
Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.
Время купания
Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша. Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос. Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие. Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж. Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку. Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как "говорят" разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.
Время отдыха
Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе. Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать - он даже подумает, что вы говорите с ним! "Тик-так" тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.
На первом, втором, третьем фото - Мария (мама O_S_A) На четвертом фото - Ангелина (мама Регина) На пятом фото - Егор (мама Наденька) На шестом фото - Александр (мама Лемурчик)