Практические советы и упражнения
Можно ли научить ребенка радости? Конечно. Главное — это знать, что работает на долгую перспективу, а что приносит лишь сиюминутные удовольствия. Автор книги «Пробудить радость в детях» (Awakening Joy for Kids) Джеймс Барас разработал «упражнения для счастья», которые можно выполнять дома и в школе: они помогут вашим детям быть оптимистами, чувствовать себя уверенно, быть открытыми и добрыми к себе и другим. Упражнения для взрослых тоже есть!
Многие упражнения основаны на научных исследованиях. Например, мы учим детей работать с настроем: нужно быть настроенными на радость и не фокусироваться на том, что плохого может случиться — таким образом мозг легче находит и испытывает радость. Мы также учим технике майндфулнесс, потому что доказано ее влияние на уменьшение стресса. И, конечно, мы учим состраданию, потому что забота о других — это залог хороших отношений и эмоционального здоровья.
Медитация благодарности для взрослых…
Почему важно практиковать благодарность? Психологи выяснили, что если вы чувствуете себя благодарным, то вы чувствуете себя счастливым и связанным позитивной эмоцией с другими людьми. Если вовремя вспоминать, что за многое в вашей жизни нужно быть благодарным, то негативный поток мыслей прерывается и вы испытываете радость прямо сейчас — за то, что окружает вас в текущем моменте.
Сядьте и примите удобную позу, сконцентрируйтесь на зоне сердца. На вдохе представьте себе, что вдыхаете доброту, на выдохе выпускайте из себя негатив. Затем поразмышляйте о каком-то из даров вашей жизни: о человеке или ситуации, за которую вы благодарны. Это может быть что-то простое: у вас есть зрение, чтобы видеть голубое небо и яркое солнце, у вас есть еда на столе, любящий партнер, любимая работа или хорошие друзья. Что бы это ни было, отведите себе время, чтобы сказать тихое «спасибо» и почувствовать, как хорошо чувствует себя при этом и ваше тело. Другим упражнением на благодарность является «благодарственное письмо», можно составить список хороших событий в дневнике или просто рассказать близкому человеку о том хорошем, что вас окружает. Когда вы практикуете благодарность, радость растет в вас и распространяется на других людей, не упустите возможности умножить радость!
… и для детей
Начните с обеда или ужина, когда вы садитесь за стол вместе с детьми: вы можете держаться за руки и поделиться чувством благодарности за хорошие события дня, даже такие простые, как первый цветок или звонок друга. В эти мгновения родители и дети лучше понимают, что происходит в жизни друг друга, это основа для взаимопонимания. В школе мы советуем учителям собирать детей в круг и просить передавать друг дружке, например, «чудесный камень», при этом каждый может выразить благодарность за что-то хорошее. Учителя могут также просить детей вести «дневник благодарности».
RAIN: Как взрослые могут справиться с трудностями
Жизнь не всегда полна радости, так просто не бывает. Но помните, что трудности — это вызов для нас. И если мы культивируем в себе радость, то она не поможет нам избежать трудностей, зато благодаря ей мы справимся с ними легче. Не бояться и не паниковать в трудный момент, а вести себя мудро, сопереживать — еще один ключевой навык для культивирования радости.
Когда мы страдаем, мы чувствуем боль, гнев, страх или грусть. Техника RAIN поможет вам справиться с этими эмоциями. Вот этапы этой техники:
Если исследование ваших эмоций дается вам тяжело, то вместо этого попробуйте попрактиковать майндфулнесс или медитацию благодарности, вы можете вернуться к анализу ваших эмоций позже.
Часто самым главным для вас может стать доброта к себе: не укоряйте, не проклинайте себя, от этого станет только хуже. Помните, что боль, которую вы испытываете — испытывают практически все люди. Исследователь Кристина Нефф предлагает в таких случаях положить руку на сердце и посылать самому себе позитивные мысли, например: «Страдания — часть жизни», «Я переживу страдание с добротой и сопереживанием». Эта практика успокаивает, повышает эмоциональную реактивность в отношении других и помогает меньше обижаться на судьбу.
Формат мыслей для детей
Мы все хотим защитить наших детей от трудностей, но это не всегда возможно, кроме того, что детям придется потом справляться с ними самостоятельно. Для того, чтобы подготовить детей к этому, нам пригодятся практики радости и благодарности, которые мы делаем в хорошие времена: они дают энергию для борьбы с проблемами. Но игнорировать свои эмоции дети ни в коем случае не должны. Их просто нужно учить переформатировать мысли.
Негативным мыслям надо противопоставить реалистичную перспективу. Дайте ребенку лист бумаги, разделенный на две колонки. Пусть в первой колонке ребенок напишет свою назойливую негативную мысль, например: «У меня не получается математика» или «Никто меня не любит». А во второй колонке нужно написать противоположное по смыслу или нейтрализующее выражение, например: «Математика — сложная, но я принимаю вызов и ничего страшного, что у меня не все получается, я же учусь!» или «Если один человек обидел меня, не значит, что я никому не нравлюсь, я буду открытым и веселым, потому что я буду хорошим другом другим людям».
Учите детей сопереживанию
Помогая другим людям в трудной ситуации, мы укрепляем наши отношения, а это, в свою очередь, важный ресурс для наших трудных ситуаций. Попробуйте так: попросите детей подумать о ком-то, у кого сейчас трудности (человек, животное, наша планета). Затем попросите их придумать, что бы они могли сделать, для того, чтобы помочь. Конечно, речь о маленьких жестах, не надо заставлять детей думать над тем, как решить целую проблему: дети могут написать открытку с пожеланиями выздоровления больному, позвонить другу, обнять собачку, которая их ждала дома, полить цветы, которым хочется пить. Учите детей замечать, что у других есть трудности, и помогать, так они будут на одной волне с миром, который их окружает. А это очень приятное ощущение!
Источник: