Статья психолога КО Центра социальной помощи семье и детям г. Кемерово Чигасовой С.В.
Тема оказания родителями помощи и поддержки ребёнку в ситуации выбора профессии, процедуры подготовки к ЕГЭ, сдачи экзаменов, поступления в институт актуально для большинства родителей.
Каждый родитель, заинтересованный в том, чтобы ребёнок был счастлив в своей профессиональной жизни, желает помочь своему ребёнку с выбором профессии, успешно сдать экзамены и поступить в институт.
Как правило, дети не знают, кем они хотят быть, какую профессию выбрать, какие экзамены сдавать. И порой не задумываются об этом до времени, когда в школах необходимо сообщить информацию о том, какие экзамены ЕГЭ дети будут писать. К, сожалению, тесты профориентационной направленности не дают однозначной информации о том, какая профессия точно подходит ребёнку.
На мой взгляд, ситуация выбора профессионального направления ребёнка, сдача экзаменов и поступление в ВУЗ – период сильного стресса как для ребёнка, так и для родителей.
Чувства, которые испытывают при этом и ребёнок, и родители - двойственные. Одновременно переживается и радость от того, что школьный период в жизни закончился, не нужно будет детям ходить в школу, а родителям – на родительские собрания. Одновременно переживаются и неприятные чувства, чувства, которые сложно переживать: растерянность от того, что родители и дети не знают, какую профессию выбрать и в какой институт поступать. Помимо растерянности и дети, и родители могут переживать и сомнения в процессе выбора, тревогу, страхи, а так же беспомощность в процессе ожидания результатов экзамена. Ждать результатов экзамена, зачисления в институт очень сложно. А если результаты экзамена оставляют желать лучшего (недостаточно необходимого количества балов для зачисления на бюджетное обучение)? Тогда что делать и ребёнку, и родителям?
Детям сложно вдвойне, поскольку они понимают, что окончив школу и выбрав направление своей профессиональной деятельности - обучение в институте, они начинают взрослую жизнь. А взрослость – это неизвестность. А неизвестность всегда пугает. Порой детям-то и взрослеть не хочется. Намного проще и спокойнее быть под родительской опекой.
Легче тем детям, которые хоть как-то ориентировочно определились со сферой своих профессиональных интересов. Легче и тем детям, за которых решили родители, кем им быть. Детям было бы очень удобно, если бы за них решили их родители, кем им быть и в какой институт пойти учиться.
Противоположностью является вариант, когда родители дают полную свободу и полное право решать, кем быть детям, и в какой институт им идти учиться. При этом часто родители говорят: «Решай сам!». В такой ситуации дети могут чувствовать себя оставленными без поддержки и помощи. Оборотной стороной фразы родителей «Решай сам!» является доверие к выбору ребёнка. Оба крайних варианта, на мой взгляд, не являются поддерживающими для ребёнка. Как и во всём, в процессе оказания ребёнку поддержки в выборе профессии, института, необходима «золотая середина». Возникает вопрос: «А как эту середину определить?». Это очень непросто. Я считаю, что определить золотую середину можно опираясь на своё родительское ощущение удовлетворённости и спокойствия.
Делать выбор – очень непросто. Необходимо достаточное количество времени, чтобы рассуждать, соотносить все плюсы и минусы, найти собственные критерии выбора.
Предлагаю рекомендации, советы родителям, которые хотят оказать поддержку своему ребёнку в процессе выбора профессиональной направленности, подготовке к ЕГЭ, сдачи экзаменов и поступления в институт.
1. При оказании помощи ребёнку в выборе профессии важно наблюдать за тем, что интересно ребёнку. Какие качества характера ребёнок проявляет. И поразмышлять над тем, в какой сфере профессиональной деятельности можно ребёнку их реализовать.
2. Для укрепления своей уверенности и развеяния сомнений можно вместе с ребёнком читать о профессиях и должностных обязанностях, сферах деятельности, где можно работать по той или иной профессии. Можно пройти психологическую диагностику для определения социального типа личности (Тест Кейрси). Эта методика поможет определить профессионально важные качества ребёнка, относящиеся к его психологическому типу и ориентировочные сферы профессиональной деятельности, где ребёнок может себя реализовать. Это можно сделать самостоятельно (внимательно разобравшись с обработкой результатов и интерпретацией или обратиться за помощью к психологу).
3. В подготовке к экзаменам и их сдачи постараться, по-возможности, освободить ребёнка от выполнения им домашних дел и обязанностей (уборки, «приглядывания» за младшими братьями или сёстрами и т.д.).
4. В процессе подготовки к экзаменам, сдачи экзаменов важно обеспечить ребёнка сбалансированным питанием, витаминами. На мой взгляд, важно в период сдачи экзаменов и подготовки к ним готовить любимые блюда ребёнка.
5. Можно спросить у ребёнка, какую помощь и поддержку он хотел бы получить от родителей.
6. Поддерживать ребёнка в посещениях дополнительных занятий по тем предметам, по которым ребёнок будет сдавать экзамены. Внимание! Важно не переусердствовать в таких занятиях. Ведь чрезмерное количество дополнительных занятий может негативно сказаться на самочувствии ребёнка. Если вы заметите, что ребёнок вял, у него отсутствует аппетит, немедленно снижайте умственную нагрузку. Позволяйте ребёнку выделять своё свободное время для отдыха именно тем способом, который ему помогает восстанавливать свои силы и ресурсы. Это могут быть, как ни странно, стратегические компьютерные игры или иной способ восполнения энергии и сил.
7. Важно, чтобы ребёнок выразил доступным ему способом свои чувства и переживания, связанные со сдачей экзаменов и поступления в институт. Это может быть беседа. Отлично, если сам ребёнок начинает говорить, например: «Я боюсь…..» В этот момент бросайте все свои неотложные и важные для вас свои дела. Когда ребёнок говорит фразу: «Я боюсь…», это означает, что ему очень трудно и ему нужна ваша поддержка. Помогите ребёнку найти его способ почувствовать спокойствие и уверенность. Вы можете рассказать ему, как вам было сложно, что вы чувствовали, когда готовились к экзаменам, что делали, чтобы поступить в институт. Так ребёнок поймёт, что он не один. Не произносите фразу: «Ничего страшного, все сдавали экзамены, и ты сдашь». Слыша эту фразу ребёнок не только не получает поддержки, но и к чувству страха, тревоги добавляется чувство одиночества. Поддерживающей фразой будет «Мне знакомы твои чувства, я тоже боялась сдавать экзамены и не поступить в институт. Мне помогало почувствовать спокойствие….(и далее ваш вариант)».
8. Обсудите с ребёнком запасной вариант на случай неблагоприятного исхода сдачи экзаменов. Что ребёнок будет делать, если…. Это один из способов преодоления страхов и способа почувствовать спокойствие и уверенность.
Уважаемые родители! Предложенные вам рекомендации по оказанию поддержки детям в процессе выбора профессии, подготовки к экзаменам, сдачи экзамена и поступления в институт, вы можете использовать или не использовать, или использовать частично. Это ваш выбор!
Рекомендации составлены на основе личного, родительского опыта, а также опыта профессиональной деятельности.
Если вы, уважаемые родители, хотите найти для себя способ почувствовать уверенность и спокойствия за ребёнка в процессе выбора им сферы профессиональной деятельности, подготовки к экзаменам, сдачи экзаменов, поступления в институт, вы можете обратиться за помощью и поддержкой к психологу или человеку, которому вы доверяете.
Спешите в цирк на новое представление!