Ваш ребенок поступил в первый класс? А возможно, что уже стал пятиклассником? Или перешел в девятый класс? В любом случае, он ежедневно сталкивается с ситуациями в школе, которые могут вызывать у него тревогу.
Давайте поговорим о тревоге. Тревога – это неблагоприятное эмоциональное состояние. Она сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. При этом источник тревоги может остаться неосознанным!
Тревога возникает у ребенка в ситуациях, когда опасности подвергаются его представления о себе, его взаимоотношения с близкими и положение в обществе.
До 7 лет чаще тревожатся мальчики, а после 12 лет более беспокойными становятся девочки. Девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, а мальчиков – умение постоять за себя!
Часто в поведении детей тревожность проявляется как:
У детей до 11-12 лет повышенная тревога вызывает дезорганизацию их деятельности.
Боясь совершить ошибку, ребенок пытается постоянно контролировать себя. Это приводит к снижению результата и темпа выполнения заданий. Например, он, зная материал, не успевает выполнить задания на контрольной.
А также, тревожность может привести к формированию "выученной беспомощности". Неуверенный ученик заранее отказывается от выполнения заданий, которые кажутся слишком трудными. Он недооценивает достигнутые им результаты и с трудом принимает решения.
Пример из практики. Мальчик. Учится в 3 классе. Не делает сам уроки. С трудом понимает задание к упражнению. Теряется при устных ответах. Невнимателен и рассеян. Занимался с репетитором. Проблемы "выученной беспомощности" сохранялись. Мы работали на снижение тревоги и формирование уверенности в себе. После нескольких занятий он начал выполнять домашние задания самостоятельно, отвечать на уроках.
Как же понять, насколько тревожен Ваш ребенок?
Предлагаю Вам отметить варианты поведения, характерные для Вашего ребенка.
Эти факторы способствуют формированию школьной тревожности:
Родители, ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Один день в неделю (например, воскресенье) полностью посвящайте отдыху, без домашних заданий и других школьных дел.
Учебную программу и учителя начальных классов лучше выбирать, ориентируясь на уровень актуального развития ребенка и его личностные особенности.
Наиболее "тревожными" являются "двоечники" и "отличники". "Середнячки" в плане успеваемости более устойчивы эмоционально.
Родители оценивают учебные успехи ребенка через оценки. Хотя часто бывает, что в оценке присутствует компонент отношения учителя к ученику. Родителям трудно быть объективными, не имея представления о реальных знаниях и школьных навыках своего ребенка.
"Негативное внимание" со стороны учителя к нарушителю дисциплины будет способствовать фиксации этого поведения. Поговорите с учителем и, выяснив причины конфликта, обязательно попросите у педагога совета.
В ситуации общения с незнакомыми сверстниками у ребенка часто возникает тревога. Поддержите своего ребенка! Ведь взаимоотношения, которые сложатся со сверстниками, зависят не только от него.
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия