Часто в нашем обществе детей, которые кусаются, толкаются, грубят, говорят громко, нередко перебивают в разговоре, дразнят, пытаются доминировать, называют АГРЕССИВНЫМИ.
Как правило, такое поведение детей не нравится взрослым.
По большому счёту, ребёнка считают агрессивным, если он попросту выражает злость, гнев.
Для меня название "агрессивный" звучит осуждающе, как будто ярлык повесили.
Я воспринимаю такого ребёнка, как человека, которым движет ощущение отверженности, несправедливости, чувства обиды, страха. Такой ребёнок боится или не хочет выразить то, что он чувствует на самом деле, поскольку небезопасно или есть риск быть непонятым, потерять любовь и т.д.
Ребёнок не знает, как справиться с чувствами, которые порождает в нём окружение. Ребёнок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Он делает то единственное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в своём мире.
Часто родители спрашивают: " "Как сделать так, чтобы ребёнок перестал злиться?". А значит стал удобным. Ведь согласитесь, что не доставляет нам родителям трудности, когда ребёнок беспрекословно подчиняется, выполняет наши указания, например, "Иди ешь, уберись в своём шкафу, на своём столе, убери игрушки за своей младшей сестрой...".
Сначала мы родители ждём, когда наши дети начнут ходить и говорить, а потом - когда они сядут и замолчат. "Замолчат" - здесь имеется ввиду - засунут свою злость, возмущение, несогласие подальше.
Как бы мы родители ни старались подавить, остановить, запретить выражение ребёнком своей злости, лость в любом случае найдёт выход, но в другой форме, например, пассивной, которая может выражаться в нежелании учиться, прогуливании уроков... вариантов много.
Мы родители, привыкшие не замечать, подавлять свою злость, запрещать себе злиться, не позволяем и детям её выражать. Или встречаясь с выражением злости ребёнка в свой адрес, теряемся, не зная, что с этим делать. Можно игнорировать (не обращать внимания на ребёнка, сыграв на его чувстве вины), можно лишить ребёнка важного и интересного (например, игры в компьютер), можно пробовать объяснять,типа, что так нехорошо, неправильно, плохо... (формируя при этом представление о себе как недостаточно хорошем=недостойном любви, последствие чего - бессознательный страх перед испытанием: соревнование, экзамен...). Можно пробовать использовать физическую силу, например, ремень. Возможно сработает. При этом, затаятся боль, обида, ненависть. И прощай доверительные отношения! Можно самим или с помощью психолога беседовать о чувствах, о том, как они проявляются, что, например, вызывает злость... Чаще всего, под злостью спрятана душевная боль... Внушить ребёнку, что злиться - это нормально. Поискать с ребёнком способы освобождения от накопившейся, подавленной злости.
Для этого шага необходима решимость и сильное желание изменить ситуацию к лучшему. А это рисковано, так как может открыться что-то не очень приятное о нас самих-родителях. Когда мы рискуем, мы отодвигаем планку своих возможностей и начинаем осваивать новое, тем самым развивая себя и отношения с ребёнком, обогащаем наши отношения новыми впечатлениями...