Начинать развитие ребенка нужно с момента его рождения, а приучать к труду - с малых лет, считает руководитель детской студии "Синяя птица" Ольга Лавриненко. О том, как следует участвовать в этом процессе родителям и какие особенности наших детей нужно корректировать Ольга рассказала в интервью проекту "Детки!".
Современные дети развиваются слишком быстро?
Наши бабушки и дедушки тоже быстро развивались, но в других направлениях. Главная задача детского организма в то время была – выжить. Дети болели, но организм быстро реабилитировался и вырабатывал иммунитет. Много времени пребывали на улице в активных играх со сверстниками, что закаляло и тренировало организм. Дети вынуждены были больше работать, помогая родителям по хозяйству, что определяло тип взаимоотношений «ты должен».
Современные дети растут в безопасности, окруженные заботой и гиперопекой родителей. Дети чаще болеют и вынуждены сидеть дома и порой не выполняют даже минимум домашних обязанностей, не говоря уже о реальной помощи. Поэтому на первый план выходит не физическое развитие, а интеллектуальное развитие. Дети сейчас на самом деле превосходят своих прародителей в умственных способностях.
Причиной тому гаджеты?
Я присоединяюсь к многочисленным психологам и врачам, которые бьют тревогу, но чаще всего не могут достучаться до родителей, покупающих своим детям гаджеты. Урон, наносимый психике и здоровью ребенка, огромен. Но зачастую родители сами любители посидеть в интернете или неспособны занять ребенка чем-то интересным, поэтому для них дать ребенку гаджет или посадить перед телевизором – это возможность уйти от проблем воспитания.
Действительно, постоянно занимать ребенка какой-то игровой деятельностью очень сложно. Проще дать в руки планшет. А дети, окунаясь в мир красок и движений, которых нет в реальном мире, быстро осваиваются в паутине. И тогда у родителей с детьми появляются совсем другие проблемы, когда уже не обойтись без помощи специалистов: страдают в первую очередь зрение и осанка, выявляются гиподинамия, нарушения сна и питания, депрессия, внутренняя или внешняя агрессия, социальная дезадаптация.
И гиперактивность?
Гиперактивность – это не диагноз. Это скорее тип взаимоотношений с окружающим миром. Современные дети более восприимчивые и чувствительные ко всему. Поведение гиперактивных детей характеризуется не просто подвижностью, а излишней суетливостью и импульсивностью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты или ограничения взрослых, крайне нетерпелив и быстро переходит в состояние истерии. Он находится в постоянном нервном возбуждении: делает много мелких движений, не может сосредоточиться на одном занятии и чаще ведет себя деструктивно. Его активность зачастую не имеет цели.
Стоит ли с этим бороться?
Причинами возникновения и развития гиперактивности могут быть как наследственный фактор, патологии беременности и родов, так и травмы головного мозга, и даже инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни. Проявления гиперактивности закрепляются и усиливаются неблагоприятными социальными и психологическими факторами: недостаток внимания родителей, конфликты в семье, частое использование физических наказаний. И напротив, излишнее внимание к персоне ребенка, избалованность и вседозволенность.
Если вы заметили признаки гиперактивности у ребенка, то стоит обратиться к неврологу и психологу, чтобы обратить внимание на здоровье малыша, а также на собственные проблемы.
А если направить энергию в другое русло – записать в кружок?
В кружки нужно водить ребенка в любом случае. Причем желательно, чтобы один был направлен на развитие интеллекта, а другой – на физическое и творческое развитие. Занятия вырабатывают у детей внутреннюю мотивацию, упорство в достижении цели, работоспособность и дисциплину.
Как понять, куда лучше "отдать" ребенка?
Главное здесь – не перегнуть палку. В первую очередь взрослому желательно более психологично подойти к самому себе, понять свои мотивы в определении будущего ребенка. Родители зачастую пытаются привить детям навыки, которых сами не получили в детстве. Например, маме очень хотелось в детстве играть на пианино, но эта мечта не была реализована. А папа очень любит футбол и, конечно, видит в сыне будущего Марадону. Не торопитесь. Ваши мечты могут идти в разрез с мечтами ребенка и ваше настойчивое желание ребенку «добра» может стать насилием.
Нужно пробовать всё. Сходить на футбол и на борьбу, даже если у вас дочь. И мальчика стоит сводить на вокал и хореографию. Неожиданно вы можете открыть в ребенке талант, о котором даже не подозревали. И обязательно разговаривать с ребенком о том, что понравилось и заинтересовало.
В каком возрасте ребенку лучше идти в школу?
Очень важный и сложный вопрос. Но шаблона здесь не существует. Каждый ребенок уникален. Кто-то готов к школе в пять с половиной лет. А кто-то не готов в семь. Основной признак готовности – это полностью сформированная внутренняя мотивация к обучению. Даже если у ребенка не получается писать красиво, но он упорно работает и положительно взаимодействует с учителем, значит к школе он готов. Но даже если дошкольник умеет читать и считать до миллиона, обладает энциклопедическими знаниями, но при этом не слушает учителя, делает только то, что ему нравится и не умеет выстраивать взаимоотношения с окружающими, он к школе не готов. Обычно родителям трудно определиться самостоятельно в этом вопросе, а вот психолог может дать некоторые рекомендации.
Как вырастить из ребенка отличника или гения?
Гениями не становятся. Ими рождаются. Поэтому желание родителей сделать из ребенка вундеркинда – это путь к разочарованию и провалу.Дети, наделенные способностями, проявляют себя сами, но невозможно втиснуть в малыша знания или умения, к которым он не готов. Сейчас все сходят с ума по ментальной математике. У роликов про быстро считающих детей миллионные просмотры. Не стоит так форсировать события! Дайте ребенку возможность попробовать и, если способности проявляются и желание ребенка совпадает, то, конечно, нужно их развивать. А для того, чтобы стать отличником в школе, вообще не нужно много знать. Просто нужно уметь учиться.
Видимо, поэтому сейчас так популярны подготовительные занятия к школе…
Это не дань моде, а серьезная необходимость, учитывая требования современной школы. Родители почему-то думают, что в первую очередь нужно научить ребенка читать. Действительно, это важный для будущего школьника навык. Но куда важнее развить у ребенка память, мышление, восприятие, моторику.
Дети сейчас достаточно быстро осваивают чтение, но порой совершенно не умеют правильно и четко выражать свои мысли из-за скудного лексического запаса и речевых проблем. Дети знают цифры до 100, но при этом не могут решить логическую задачку, быстро двигают пальчиками по экрану планшета, но не умеют писать. А что самое страшное – не хотят. Чаще всего родители жалуются, что дети не хотят ничего делать.
Важно выработать внутреннюю мотивацию. Современным мамам и папам тяжело дается прививание детям слова «надо». Если родители не воспитывают ребенка как должно, не занимаются с ним дома, то нельзя рассчитывать на полноценную подготовку к школе. В нашем центре мы взаимодействуем с родителями, направляя и обучая их самих в первую очередь.
И еще один актуальный вопрос: как родители могут участвовать в профориентации ребенка?
Задумываться о будущей профессии своего ребенка родители должны задолго до окончания школы, но сделать это в первом классе не удастся, так как ребенок еще не до конца сформировался как личность.
Первый этап на пути профориентации ребенка – это зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями. Почаще присматривайтесь, к чему ребенок проявляет склонность. Предлагайте ему различные виды деятельности, пробуйте ходить в различные кружки. Не бойтесь доверить мальчику приготовить обед или сесть за швейную машинку. И девочек тоже не стоит ограничивать кухней. Чем разнообразнее вы создадите поле деятельности для ребенка, тем шире будет круг его возможностей.
Разговаривайте с ребенком о том, что ему нравится или не нравится в определенных профессиях, которыми занимаются родные и знакомые. Обсуждайте школьные предметы, которые больше нравятся ребенку. Читайте в интернете статьи, описывающие суть интересующих ребенка профессий.
Нужно также учитывать, что одни подростки не осознают серьезность момента и относятся к выбору профессии легкомысленно. Другие не уверены в себе и не могут самостоятельно определиться. И тем, и другим нужна помощь.
А если говорить непосредственно о выборе профессии?
Это уже второй этап — целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности. На финишной прямой, в 8-9 классах (для тех, кто пойдет в училище), в 10-11 классах (для тех, кто пойдет в вуз) крайне необходимо, чтобы ребенок попробовал на практике познакомиться с работой, которой ему предстоит овладеть.
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо также соотнести множество различных факторов: обдумать не только свои потребности, мечты, интересы и способности, но также учесть состояние здоровья, темперамент личности и даже территорию проживания.
Третий этап — реализация профессиональных устремлений, формирование правильного отношения к труду, развитие творческого подхода.
Подросткам (особенно мальчикам) сложно принять факт того, что для достижения цели нужно много работать. Школа кажется рутиной, но никак не ступенькой в будущее. Часто можно услышать рассуждения молодых людей о том, что школа ничего не дает, поэтому нет смысла упорно учиться. Зато учеба в вузе представляется легкой и радостной, ведь там будут учить только любимым предметам. А трудоустройство вообще кажется далекой и еще более радужной сказкой. Как развеять иллюзии и в тоже время не дать ребенку разувериться в себе? Приучать к труду с малых лет. Задуматься о временном трудоустройстве. Любая работа, даже в школьном лагере или в соц.отряде, заставит ребенка смотреть на жизнь более реально.
Полезна: 5 голосов
Не полезна: 0 голосов
Другие статьи на эту тему