Цель: закрепление правильного произношения звука «Р». Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами единственного и множественного числа.
Материалы: предметные картинки, наборы слов для составления схем.
1. Организационный этап.
Ребенка просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку. Ребенок отвечает: карр-карр! Как рычит собака при этом на ворону? Ребенок отвечает: р-р-р! Можно попросить ребенка подумать и ответить, какой звук встречается и в карканье вороны, и в рычании собаки. Малыш отвечает, что звук «Р». Далее уточняется, какой это звук: согласный, твердый. Можно спросить, как он правильно произносится.
2. Повторение слоговых рядов:
тра — тро — тру — тры
атр — отр — утр — итр
рта — рто — рту- рты
3. Выделение звука «Р»:
а) как заводится моторчик? Как рычит щенок? Как рычит тигр? Придумайте свои звукоподражания.
б) — замените первый звук слова на звук «Р»:
губка
нога
кот
танец
лампа
мак
мычать
коза
дом
пугать
мука
шов
Дети объясняют значение новых слов.
4. Поиграем в «добавлялки»
Читается четверостишие, а ребенку нужно добавить недостающее слово:
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как… (матрос)
Как бы мне пошла кор-рона! -
Важно каркает… ворона)
Жарким летом по горам
В шубе бегает… (баран)
В колючках еж и ерш
Но сразу разберешь:
Кто ежится — тот… (еж),
А кто ершится… (ерш).
5. Игра «Поможем Петрушке»
Ребенок увидел, что появился Петрушка, который читает смешные стишки, но забывает последние слова. Малыш помогает ему вспомнить их:
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
«Кошка, брысь!»
Потому что это…… (рысь)
В реке большая драка -
Поссорились два… (рака)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — начинается… (игра).
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — у Ромы в руках… (шары).
ру-ру-ру, ру- ру-ру — продолжаем мы… (игру).
6. Игра - «Слушай и выполняй».
Просят ребенка придумать действия, в названии которых есть звук «Р» (прыгать, играть, ронять, продавать). Обращаясь к ребенку дается задание выполнить одно из этих действий. Например: «Рома, прыгай (корми рыб)!». Составляются предложения: «Рома прыгает (кормит рыб)». «Рома и Вера прыгают (кормят рыб)».
7. Итог занятия.
Чему ты сегодня учился на занятиях? Ребенок повторяет звук «Р», который учился правильно произносить.
Источник: