«Я влюблена в своих учеников…»
Учитель начальных классов лицея № 89 Юлия Владимировна Литасова, победившая в городском конкурсе «Учитель года», будет представлять Кемерово на областном этапе конкурса. Беседуя с этой невероятно интересной, обаятельной, умной, приветливой молодой женщиной с цепким взглядом, понимаешь, что лучшего учителя для ребенка, впервые переступившего порог школы, пожелать сложно. Именно к такому учителю, как Юлия Литасова, дети тянутся, слушают каждое его слово, стараются походить в поступках и словах, таким учителем хвалятся перед сверстниками, о таком помнят всю жизнь.
— Юлия, как вы стали учителем? И почему выбрали преподавание именно в начальной школе?
— Я всегда хотела работать в школе. Будучи первоклассницей, я буквально влюбилась в свою первую учительницу Зинаиду Васильевну Ефремову и тогда же решила стать учителем именно начальных классов, никакие другие варианты даже не рассматривала. Сначала закончила Кемеровское педагогическое училище № 1 по специальности «Педагогика начальных классов», а затем Новокузнецкий государственный педагогический институт. Первые три года работала в школе № 24, а потом перешла в свою родную школу (ныне – лицей) № 89 и вот уже девятый год преподаю здесь. В 2009-м я вновь набрала первоклассников, 26 человек. Пусть это звучит нескромно, но мои детки самые замечательные, и я в них всегда искренне влюбляюсь.
— Какие они, современные первоклассники? Наверняка, более развитые, ведь и требования при поступлении в школу сейчас выше, учебная нагрузка больше?
— Во-первых, все дети разные… Но вы правы: дети сейчас другие, они более мобильные и, приходя в школу, порой знают больше взрослых. Самое главное, что они умеют добывать информацию, более подкованы в современных технологиях. Но вместе с тем сохраняют замечательные особенности своего возраста: непосредственность, открытость, искренность, эмоциональность, у них всегда горят глазки, они неравнодушны к людям и миру.
А что касается требований к первоклашкам, то для меня самое главное — чтобы ребенок созрел для школы психологически. Я убеждена, что дошкольник должен вдоволь наиграться, при этом через игру он будет познавать мир. Для многих пап и мам, к сожалению, самоцель – научить ребенка до школы читать и писать. Но если у первоклассника будут развиты внимание, мышление, речь, память, усидчивость, то он и в школе этому очень быстро научится, и правильно, чтобы не пришлось его переучивать. Пусть дети, прежде всего, придут в первый класс здоровыми, психологически подготовленными, а всему остальному мы их научим.
— Юлия, как вы решились участвовать в конкурсе «Учитель года»? И что дало вам это состязание?
— Если честно, участвовать в конкурсе меня убедили коллеги, они с самого начала были уверены в моем успехе. Сам конкурс требовал очень серьезной подготовки. Необходимо было разработать и презентовать свой инновационный проект, затем был открытый урок, причем не со своими учениками, а в совершенно незнакомом классе. Следующий этап — публичная лекция по актуальным вопросам образования, а в финале нужно было показать мир своих увлечений. Я снимала фильм о себе, своей жизни — и профессиональной, и личной. Поскольку с самого детства увлекаюсь хореографией, на сцене исполнила современный танец. Для меня этот конкурс был настоящим праздником, несмотря на то, что и участие в нем, и сама победа дались нелегко. К тому же он помог мне почувствовать себя более уверенной, сильной, это очень хорошая проверка на прочность. А потом конкурс – это уникальная возможность поближе познакомиться и пообщаться с талантливыми учителями нашего города.
— Знаю, что ваш проект назывался «В пятый?!.. Без проблем!» В чем его суть?
— Этот проект — обобщение моего 12-летнего педагогического опыта. Не секрет, что парадигма современного образования изменилась. Сегодня успех ученика обусловлен не только знаниями, умениями и навыками. В обществе востребован человек, который может быть мобильным в информационно меняющемся пространстве, но главное - суметь применить свои знания и опыт с творческим подходом. В своих детях я воспитываю коммуникативные навыки, умение работать в команде, договариваться, и не только со сверстниками, но и c новыми учителями, а это, как показывает практика, очень важно при переходе в основное звено школы. Кроме того, в своем проекте я изложила опыт работы с одаренными детьми: это и различные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, марафоны, исследования, а также опыт работы с проектами, в которые могут быть вовлечены все ученики класса, а не только одаренные ребята. Причем мои теоретические изыскания подтверждаются неплохими результатами учеников. Например, моя ученица прошлого выпуска победила в городском научном соревновании «Юниор», а также в научно-практической конференции «Юные исследователи природы».
— Как будете готовиться к областному конкурсу «Учитель года»?
— Если честно, пока готовлюсь только морально. Областной конкурс по положению во многом схож с городским, но подготовка все же нужна, и посерьезнее. Когда станет известна дата проведения (по опыту прошлых лет это апрель), буду оттачивать, дорабатывать, может, кое-где дописывать свой проект. А темы открытого урока и мастер-класса станут известны участникам за сутки.
— Как известно, 2010 год в России объявлен Годом учителя. На какие проблемы учителей, по вашему мнению, государство должно обратить внимание?
— Уверена, что год – это очень малый срок, чтобы решить все проблемы учителей. Но хотелось бы поменять отношение к нам в обществе, повысить престиж профессии. К сожалению, сейчас много передач на телевидении, где об учителях говорят с негативным оттенком, с осуждением, а школьная жизнь представляется сплошным кошмаром. С другой стороны, хочется адекватной оплаты нашего труда, ведь как бы ни был предан и привязан к своей школе учитель, ему нужно думать о своей семье, собственных детях. Любой учитель согласится, что сейчас одной указкой, мелом и доской не обойдешься, в школе просто необходимо менять, обновлять оборудование, это объективное требование и времени, и самого образования.
Так вышло, что дочка одной из форумчанок сайта «Детки!» была ученицей Юлии Литасовой. Сейчас
Елизавета Бучилко учится в 5 классе лицей № 89, но самой любимой учительницей по-прежнему остается Юлия Владимировна:
- Когда я пришла в 1 класс, то не умела ни писать, ни читать, Юлия Владимировна меня всему научила. А еще она водила наш класс в театр и кино, играла с нами в разные игры, болела за нас на всех конкурсах и соревнованиях. До сих пор я с одноклассниками прихожу к Юлии Владимировне в класс, играю с малышами-первоклашками, рассказываю, какие новости у нас в классе. Когда я узнала, что Юлия Владимировна победила в конкурсе лучших учителей города, то очень обрадовалась, но не удивилась. Я знала, что Юлия Владимировна – самая лучшая!
А вот как говорит о первой учительнице своей дочери
Елена Семёнова (SELENA):
- Кроме качеств, которыми обладают многие учителя 89-го лицея – профессионализм, терпимость, доброжелательное отношение к детям, у Юлии Владимировны есть еще одно замечательное качество - это постоянное самосовершенствование. Школа иностранных языков, автошкола, курсы повышения квалификации, а теперь еще и обучение в аспирантуре – Юлия Владимировна всё успевает. И во всем добивается успеха! В ее классе всегда насыщенная событиями, интересная, разнообразная жизнь! Юлия Владимировна всегда с детьми – в классе на уроке, в турпоходе, в кинотеатре, в библиотеке, на спортплощадке… Своим оптимизмом она заражает и родителей своих учеников. Новогодние утренники, спортивные эстафеты, интеллектуальные игры – родители всегда готовы помочь, видя такую заинтересованность учителя.
Искренне поздравляю, Юлия Владимировна, с победой в городском конкурсе и желаю победы в областном!
Автор - Наталья Верчасова (Вена)