Одна из самых расхожих фраз в отношении детей звучит так: «Лишь бы был здоровым». Слов нет, ребенок – инвалид – это тяжелое бремя и большая ответственность. Но все равно буду спорить: здоровый дебил без комплексов лучше больного душевного ребенка. И для окружающих лучше, и для самого малыша.
Так в чем же оно, счастье?
Вспомните себя. Что вы вспоминаете в ту минуту, когда кажется, что весь мир против вас?
Дед тайком от бабки пускал на голубятню погонять своих голубей, а бабушка, увидев вас на крыше, кричала что-то типа: "Убьешь ребенка, пень старый!".
Отец брал на рыбалку, и, когда среди замерзших пальцев билась серебряная рыбка, казалось, что у тебя – самый замечательный папа на свете.
Старший брат сажал на мотоцикл и гонял вокруг двора, а потом давал торжественно помыть колеса (вот гад, это сейчас вы понимаете, что он бесплатно использовал детский труд, а тогда полдвора завидовало со страшной силой).
Бабушка угощала пирогами со сметаной, делала бумажную мышку для кошки, приносила с огорода или с рынка тарелку сладких ягод.
Мама два вечера провела за совместным шитьем тупых тряпок для новой куклы – звонили ее коллеги по работе, просили закончить что-то срочное, но мама будто понимала, что сейчас самое важное – это страшное и такое любимое кукольное платье.
Сестра младшая долго пела: «Ня-ня-ня-ня-ня-ня», а потом задумчиво пожевала губами за щеку – поцеловать еще не умела.
У вашего ребенка было такое счастье? Не новый велик, не чистая простыня, не дорогой садик – а вот такое, доброе и глупое? Как утверждают психологи, именно в детских теплых воспоминаниях мы и черпаем душевную силу, когда вырастаем. Именно из-за отсутствия таких простых радостей дети и вырастают готовыми к наркотикам, убийствам, алкоголю. Люди, не имеющие теплых воспоминаний, легко впадают в уныние, легко вступают в драку, винят весь мир в том, что все против них, трудно устраиваются на работу, боятся гнева начальства и с наслаждением топчут подчиненных.
Вам нужен такой ребенок? Конечно, нет. Тогда нужно что-то делать…
Повседневные радости
Бежите вы, значит, из садика в магазин, по дороге вспоминая, что дома белье нестирано. Ребенок болтается за руку рядом и несет всякую чушь о том, как Светка (Машка, Ванька, Борька) нашли сегодня на прогулке жука (презерватив, дохлую кошку, пять рублей мелочью). Для вас – полная ерунда, вы сегодня тоже видели презервативы в аптеке, кошек штук пять на дереве (живых, орущих, противных), передачу про нашествие колорадских жуков и аванс в бухгалтерии. Так это ребенок назойлив или у вас есть общие темы для разговора? Конечно, тема презерватива для трехлетнего карапуза исключается, но что мешает вам обсудить кошек или жуков? Или вы сами никогда не пугали воспитательницу пауком?
Вот чушь собачья, а ребенок вам через десять лет расскажет, как его друг украл мобильник, а соседка по дому торгует наркотиками (не дай Бог, конечно). Ребенок, которому рот затыкают еще на этапе вот этого жука и пяти рублей, говорить на более серьезные темы не будет.
Другой момент. Идете вы в магазин, тоже в руке сумка, в кармане мобильник звонит, дома голодный муж, ребенок опять же сбоку болтается. В кормушке синицы сало делят. Дорожный рабочий спит в кабине КАМАЗе, высунув ноги в окно. На деревьях почки набухли. Под крыльцом крыса тащит пустой пакет от молока. Вы все это тыщу раз видели. А ребенок родился недавно! Всего два-три-семь лет назад. Он, конечно, и сам может разглядеть, но если вы, мама или папа, укажете ребенку на эту самую «хозяйственную» крысу или отдыхающего рабочего – это будет ему лишим доказательством вашей любви. Я вот до сих пор помню, как мы с бабушкой сидели на лавочке в ожидании прихода коров с пастбища и беседовали о жизни, мне было 6, ей 60. Были ли у нее более серьезные темы для разговора с соседками по ожиданию – бабушками и тетками, близкими по возрасту? Конечно, были! Понимала ли я тогда, что она дарит мне самое дорогое – свое время и внимание? Не понимала, но чувствовала, что у меня самая золотая бабушка.
Семейные традиции
Некоторые из них передаются по наследству, другие устанавливаются данной семьей в зависимости от кучи причин. И то, и другое помогает ребенку в осознании своего места в жизни. Когда в жизни хоть что-то на своем традиционном месте, это помогает быть спокойным в исследовании мира, да и в других сложных ситуациях.
Мы, например, решили делать свою семейную газету. В общем, профессия накладывает отпечаток. Старшая дочь пишет короткие рассказы о событиях своей жизни (ходила в гости, ездила на лошади, научилась кататься на роликах). Пятилетний ребенок лихо обводит буквы, которые я набросала карандашом (заодно и буквы учит). Трехлетнего пока хватает только на целевое приклеивание выбранных фотографий и закрашивание фона на полях.
А вот какие традиции существуют в семьях моих хороших знакомых.
"Личная мама" должна быть у каждого
Сложно ли это? Едва ли. Конечно, другие мамы и прочие педагоги за последние годы придумали так много интересного, что просто не охватишь. Порой руки просто опускаются – так много написано в книжках хорошего, что не веришь в свои силы все это применить. Но нужно ли оно – все? Ведь все же самое главное – это найти хотя бы час времени на ребенка в сутки. Мое глубокое убеждение, что именно поэтому такими умными оказываются дети, часто болеющие: мама проводит с ребенком больше времени, и он под воздействием ее любви, ее отношения просто цветет интеллектуально. Печально, что ребенку нередко нужно заболеть, чтобы с ним стали больше проводить времени.
В этом смысле хорошо, когда в семье, где растут двое-трое детей, есть возможность делать какие-то дела с одним ребенком: ходить в магазин, в поликлинику, на занятия. Чтобы было то золотое время, когда мама принадлежит исключительно одному малышу, чтобы мама была не общая (что не обидно, но временами сердит), а собственная, личная. Все мы индивидуалисты, и хоть нужно бороться с таким детским узурпаторством – а все же иногда полезно и поддаться, побеседовать один на один.
Да, дети должны иметь возможность кататься на велосипеде, роликах, путешествовать, ходить во всевозможные кружки и студии. Но если к этому не прилагается личное мамино участие – любые увлечения становятся бесполезными. Ребенок тренирует только мозг, но не душу. От нескольких тренеров и педагогов доводилось слышать: проходят соревнования – а мама не пришла. Идет выставка – а родителей она не интересует. Да какой смысл в дипломе или грамоте, если никто вместе с тобой не порадуется? Даже мы, взрослые – можем ли мы быть счастливыми даже от богатства, если не кому хотя бы похвастаться?
Человек не лось, ему не только еда нужна. Ему внимание нужно, душевное сопереживание. Что в детстве останется в этой самой душе – то и по жизни поддерживать будет. И если вы встречаете человека, способного распсиховаться, расстроиться из-за ерунды, знайте – скорее всего, у него было тяжелое детство. Может быть, были у него магнитофоны-джинсы-деньги, но не было близких отношений с родителями. Не ссорьтесь с таким человеком, пожалейте его. И постарайтесь, чтобы у ваших детей все было наоборот.
Спешите в цирк на новое представление!